+7(499)495-49-41

Резерв по сомнительным долгам: инструкция по применению (Ермошина Е.Л.)

Содержание

Методика формирования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете – Управление персоналом

Резерв по сомнительным долгам: инструкция по применению (Ермошина Е.Л.)

Жанна Викторовна Кивва, аудитор

E-mail: kivva@rambler.ru

Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н (далее — Приказ № 186н) в пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее — Положение) внесены изменения, существенно меняющие порядок создания резерва по сомнительным долгам. Новые правила, как указано в пункте 3 Приказа № 186н, нужно применять с бухгалтерской отчетности 2011 года.

Согласно нововведениям компания обязана создавать резерв по сомнительной дебиторской задолженности любого вида (в том числе по выданным беспроцентным займам, процентам к получению, уплаченным авансам, хозяйственным штрафам).

Сомнительной признается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, то есть и та, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она все же не будет погашена в срок.

Таковой, например, может быть признана даже текущая задолженность контрагентов, которых компания изначально относит к ненадежным, но принимает риски неоплаты.

Согласно пункту 29 Положения организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Для корректного формирования бухгалтерской отчетности согласно новым требованиям тестирование дебиторской задолженности для выявления сомнительной и формирования резерва должно проводится ежемесячно.

Требование о необходимости проведения инвентаризации дебиторской задолженности для создания резерва в бухгалтерском учете в настоящей редакции Положения исключено, что упрощает требования к оформлению создания резерва.

Однако возникает вопрос, как методологически построить систему создания и корректировки резерва, чтобы обеспечить соответствие новым требованиям, надежность оценки и при этом минимизировать документооборот? Предлагаемая методика создания и корректировки резерва по сомнительным долгам строится на основе данных бухгалтерской учетной информационной системы и экспертных оценок.

Итак, для начала определимся с терминологией.

Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности.

Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.

Коэффициенты оценки надежности контрагента

Для создания резерва предлагается ввести систему оценки надежности контрагента. Отнесение контрагента к той или иной группе происходит на основании объективных значений, которые имеются в бухгалтерской информационной системе, и потому может быть автоматизировано по приведенному ниже алгоритму.
Все контрагенты объединяются в четыре группы по уровню надежности:

— надежные контрагенты (группа риска 1);— обычные контрагенты (группа риска 2);— ненадежных контрагенты (группа риска 3);

— критические контрагенты – контрагенты риска (группа риска 4).

Оценка надежности контрагента производится на основании периода просрочки платежа, доли в общем объеме продаж (за период) и просроченной необеспеченной задолженности на конец периода.

Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение бальных оценок по всем показателям.

К критическим контрагентам (группа риска 4) относятся предприятия с интегральным баллом от 1 до 8, к ненадежным (группа риска 3) — предприятия с 9–27 баллами, к обычным контрагентам (группа риска 2) — с 27–36, к надежным (группа риска 1) — с 36–125.

Шкала оценки показателей надежности контрагента

ПоказателиОценка
12345
Период просрочки (дни)Более 9045–9030–4415–291–14
Доля в объеме продаж (%)Менее 0,10,1–11–55–10Более 10
Доля сомнительной задолженности от объема продаж (%)Более 105–100,3–50,1–0,3Менее 0,1

Например, задержка оплаты по фирме «Х» составляет 5 дней, объем продаж в общем объеме реализации — 2 процента, доля просроченной задолженности от объема реализованной в периоде — 6 процентов, вся задолженность является необеспеченной (отсутствует залог, поручительство, банковская гарантия, задаток и т.д.).
Интегральная оценка составит 5, 3, 4, 60 (надежные контрагенты).

Коэффициент экспертной оценки

Далее на основании знаний и опыта конкретных сотрудников, контактирующих с контрагентом, определяется коэффициент вероятности оплаты, называемый коэффициентом экспертной оценки.

При присвоении коэффициента резервирования экспертной оценки рассматриваются контрагенты 2, 3 и 4 группы риска (надежные контрагенты экспертами не оцениваются).

В качестве основного критерия для присвоения экспертных оценок берется наличие рисков неоплаты долга, неполной его оплаты или оплаты со значительным отклонением от установленных сроков.

Экспертами могут выступать специалисты следующих подразделений:

— по задолженности, возникшей по договорам реализации, — коммерческий отдел;

— по задолженности, находящейся в процессе судебного производства либо подтвержденной судебными актами, а также в отношении должников, находящихся в процедуре банкротства, — юридическая служба;

— по задолженности по расчетам по договорам уступки права требования за реализованные товары (работы, услуги) — финансовая служба.

Коэффициент экспертной оценки (Кэксп.) может принимать значения в диапазоне в зависимости от степени вероятности погашения задолженности:

— низкая вероятность погашения долга — от 0,7 до 1,0;— средняя вероятность погашения долга — от 0,1 до 0,6;

— высокая вероятность погашения долга — 0.

Порядок расчета резерва по сомнительным долгам

Расчет сумм резервов по сомнительным долгам производится следующим образом и в следующем порядке:

1. Экономическим подразделением, ответственным за формирование данных о размере создаваемого резерва по сомнительным долгам, готовится отчет с оценкой надежности контрагента (на основании периода просрочки платежа, доли в общем объеме продаж и пророченной необеспеченной задолженности на конец периода). Формируется перечень контрагентов 2, 3 и 4 группы риска.

2. Отчет о задолженности контрагентов, относящихся к 2, 3 и 4 группе риска, направляется в ответственные структурные подразделения организации для присвоения коэффициента экспертной оценки (Кэксп.) в разрезе каждой задолженности. Отчет может быть направлен по электронной почте или с использованием возможностей системы электронного документооборота.

3.

Расчет суммы резерва по сомнительным долгам осуществляется специалистом экономического подразделения по каждой задолженности и каждому должнику отдельно путем умножения суммы сомнительной задолженности на соответствующий коэффициент экспертной оценки (Кэксп.). Расчет может также осуществляться автоматически и оформляется в документе, форма которого должна быть разработана и утверждена в учетной политике предприятия.

4. Расчет суммы резервов по сомнительным долгам подписывается руководителями подразделений-экспертов, согласовывается главным бухгалтером и утверждается директором предприятия.

5. На основании утвержденного документа, действующих нормативных актов и положений учетной политики организации сотрудниками бухгалтерии в бухгалтерском учете отражается создание (либо корректировка) резерва по сомнительным долгам.

Порядок отражения в бухгалтерском учете создания резерва по сомнительным долгам

Суммы созданных резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Безнадежный долг в сумме, превышающей резерв, созданной по данной задолженности, списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В случае поступления оплаты по дебиторской задолженности, на которую ранее были образованы резервы (или изменения данных надежности контрагента в положительную сторону), суммы резервов подлежат восстановлению. В бухгалтерском учете суммы восстановленных резервов отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

В случае частичной оплаты дебиторской задолженности, по которой ранее были образованы резервы по сомнительным долгам, сумма резервов относится на финансовый результат пропорционально сумме поступившей частичной оплаты.

Сумма резервов к восстановлению соответствует сумме поступившей частичной оплаты, умноженной на коэффициент, определяемый как отношение суммы ранее образованного резерва по сомнительным долгам к сумме дебиторской задолженности, на которую был образован резерв.

Затем, в конце отчетного периода (месяц) данная дебиторская задолженность должна быть протестирована на изменение вероятности ее погашения. В случае признания данной задолженности высоконадежной резерв по данной задолженности должен быть восстановлен.

Таким образом, резерв по сомнительным долгам ежемесячно корректируется в большую или меньшую сторону, отражая объективное состояние активов в части расчетов. При этом необходимо помнить, что порядок создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете не изменился, поэтому в учете неизбежно возникновение налоговых разниц.

Зарегистрирован в Минюсте России 22.02.2011.

Источник: http://www.top-personal.ru/kgbmagazineissue.html?247

Размер резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам: инструкция по применению (Ермошина Е.Л.)

Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.

Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.

На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе. По каким правилам создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, как их использовать и восстановить читайте в данной статье.

статьи:

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

2. Учетная политика по сомнительным долгам

3. Приказ по сомнительным долгам образец

4. Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

5. Восстановление резерва по сомнительным долгам

6. Использование резерва по сомнительным долгам

7. Пример резерва по сомнительным долгам с проводками

8. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

9. Резервы по сомнительным долгам в 1с 8.3

10. Резерв по сомнительным долгам в балансе

11. УСН резерв по сомнительным долгам

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

Правила формирования резерва по сомнительным долгам различны для целей бухгалтерского и налогового учета.

В бухгалтерском учете применяются следующие нормы:

  1. Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  2. Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  1. право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  2. создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

2. Учетная политика по сомнительным долгам

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н предусматривает формирование резерва по каждому сомнительному долгу исходя из оценки финансового состояния должника и вероятности погашения долга. Конкретную методику и периодичность формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Можно выбрать из следующих вариантов:

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.

Формируя учетную политику по сомнительным долгам, необходимо учитывать специфику учета и деятельности конкретной организации, а также влияние резерва на показатели бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание, что в налоговом учете резерв не создается:

Источник: https://azbuha.ru/raschety-s-kontragentami/razmer-rezerva-po-somnitelnym-dolgam/

Включение в расчет тарифов на тепловую энергию расходов по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам: инструкция по применению (Ермошина Е.Л.)

Т.М. Помулева, консультант Отдела инвестиций, энергосбережения и мониторинга,
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, в состав необходимой валовой выручки включаются расходы по сомнительным долгам.

Для этого необходимо провести инвентаризацию долгов и создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности.

Далее в данной статье будут рассмотрены вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете, списания дебиторской задолженности, также рассмотрены рабочие примеры создания резерва и его включения в расчет тарифов на тепловую энергию.

Основные нормативно-правовые акты

■ Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (п. 30 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ).

■ Налоговый Кодекс Российской Федерации (ст. 265, 266).

■ Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее – Приказ Минфина РФ № 34н).

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

1. Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.

Порядок создания резерва в налоговом учете закреплен в п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ и предусматривает несколько последовательных действий.

Шаг первый – инвентаризация. Для того чтобы определить величину резерва по сомнительным долгам, налогоплательщику нужно на последнее число отчетного или налогового периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

Результаты инвентаризации оформляются приказом руководителя организации по форме № ИНВ-22 и актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. К акту по форме № ИНВ-17 следует приложить документы, подтверждающие задолженность, – договоры, накладные и т.д.

Шаг второй – сомнительные долги. Далее из общей суммы задолженности нужно выбрать только те долги, которые признаются сомнительными.

В соответствии п. 1 ст.

266 Налогового кодекса РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Только эти долги будут участвовать в создании резерва.

Шаг третий – определение суммы резерва сомнительных долгов. Сомнительные долги могут учитываться для целей создания резерва как в полном объеме, так и в определенной части.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) – в сумму резерва включается 50% задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Шаг четвертый – максимальная сумма резерва. Налоговым кодексом РФ установлено ограничение, согласно которому сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода.

2. Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете.

Согласно изменениям, внесенным в п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г № 34н, с 2011 г организации обязаны создавать резерв по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительный долг в бухгалтерском учете — это дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Приказа Минфина РФ № 34н).

Основанием для создания резерва является инвентаризация, проведенная по расчетам с контрагентами. Порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с ч. 2 п. 4 ПБУ «Учетная политика организации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 № 106н, отражается в учетной политике предприятий.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четких правил формирования резерва по сомнительным долгам, поэтому порядок создания резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета на практике организации в учетной политике закрепляют правила создания резерва, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для исчисления налога на прибыль.

За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в ст. 266 Налогового кодекса РФ, т.е. процент отчислений в резерв в зависимости от срока возникновения долга.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

В бухгалтерском учете создание резерва по сомнительным долгам отражается по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91, субсчет «Прочие расходы», в балансе дебиторская задолженность должна отражаться за минусом величины созданного резерва. Кроме того, информацию о создаваемых в течение года резервах необходимо отразить в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу.

Пример создания резерва

Предположим, что учетной политикой организации установлены одинаковые правила создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете — используется методика, изложенная в ст. 266 НК РФ, резерв создается ежеквартально на основании данных инвентаризации.

Источник: http://www.RosTeplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=3002

Резерв по сомнительным долгам. Проводки, примеры 2018 года

Резерв по сомнительным долгам: инструкция по применению (Ермошина Е.Л.)

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика.

В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства.

Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия.

Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/rezerv-po-somnitelnym-dolgam/

Резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам: инструкция по применению (Ермошина Е.Л.)

При формировании баланса, бухгалтер оценивает дебиторскую задолженность. Если задолженность сомнительная, это значит, что деньги мы скорее всего не получим, и должны уменьшить истинную величину дебиторской задолженности на эту сумму и создать резерв по сомнительным долгам. Как это сделать, и какими проводками отразить – рассмотрим в нашей статье.

Сомнительная задолженность

Понятие сомнительный долг разнится в бухгалтерском и налоговом учете. И более того в бухгалтерском учете мы должны руководствоваться ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений», а также п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета от 29 июля 1998 № 34н, а в налоговом  – только 266 статьей Налогового Кодекса.

Срочная новость для всех бухгалтеров: У чиновников новые требования к платежкам: с какими формулировками платежи не пройдут. Подробности читайте в журнале “Российский налоговый курьер”.

Сомнительный долг в бухгалтерском учете 

Сомнительный долг в бухгалтерском учете – это любая задолженность компании, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, прописанные в договоре, и которая не обеспечена соответствующими гарантиями.

Сомнительный долг в налоговом учете 

В налоговом учете сомнительный долг – это задолженность, возникшая только в связи с реализацией товаров, работ, услуг, которая не была погашена в сроки, закрепленные договором, и которая не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В чем отличие сомнительной задолженности в бухгалтерском и налоговом учете 

Главное различие — это обязательство. В бухгалтерском учете – мы обязаны выявлять сомнительную задолженность и создавать резерв. В налоговом – нет. Мы можем ее учесть, создать резерв, принять в расходы и уменьшить налоговую базу при исчислении налога на прибыль, а можем и не формировать резерв по сомнительным долгам.

Как выявить сомнительный долг 

Отдельно посмотрим, как выявить сомнительный долг в бухучете и в налоговом учете.

Бухгалтерский учет 

В конце отчетного года проводится инвентаризация дебиторской задолженности – создается приказ о создании комиссия, об инвентаризации, далее бухгалтер формирует инвентаризационные ведомости с указанием всей задолженности (не только по  реализованным товарам, работам услугам). Затем комиссия предоставляет служебную записку, протокол, пр. с проведённым анализом и выявленным сомнительным долгом в структуре задолженности. И бухгалтер на основании данных обоснованных суждений создает резерв по сомнительной задолженности.

Налоговый учет 

В налоговом учете установлены строгие правила игры:

  1. рассматриваем просроченную задолженность только по реализованным товарам, работам, услугам
  2. количество дней просрочки должно быть более 45 дней.
  3. если имеется встречное обязательство перед контрагентом, то дебиторская задолженность берется в сумме, уменьшенной на величину кредиторской задолженности.

Создание резерва по сомнительным долгам

В бухучете бухгалтер на основании обоснованных суждений инвентаризационной комиссии создает резерв по сомнительной задолженности.

А в налоговом — бухгалтер создает резерв в зависимости от количества дней просрочки:

  • менее 45 календарных дней – резерв не формируем;
  • 45-90 календарных дня – исчисляет 50% от суммы долга;
  • свыше 90 календарных дней – 100 % долга.

Важно! Если компания принимает решение формировать резерв в целях налогового учета, то нужно зафиксировать это решение в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Проводки при формировании резерва по сомнительным долгам

Для бухгалтерского учета мы рассматриваем всю дебиторскую задолженность.

И делаем следующую проводки при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете:

Дебет 91.02

Кредит 63

Формируем резерв по сомнительным долгам

Если долг погасился, то:

Дебет 63

Кредит 91.01

Восстанавливаем резерв в составе прочих доходов

Долг не погасился, то списываем долг на созданный резерв:

Дебет 63

Кредит 62

Списываем долг, возникший в связи с реализацией

Дебет 63

Кредит 60,76

Списываем долг, возникший в связи с выданным авансом

Дебет 63

Кредит 71,73

Списываем долг, возникший по расчетам с сотрудниками

Дебет 63

Кредит 58.03

Списываем долг, возникший по предоставленным займам

Увеличиваем резерв:

Дебет 91.02

Кредит 63

Увеличение сомнительной дебиторской задолженности, отчисления в резерв

И для целей налогового, и для целей бухгалтерского учета принимается сумма задолженности с учетом НДС.

Формирование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете сумма резерва относится к внереализационным расходам.

Но размер резерва по сомнительным долгам органичен только 10% от выручки налогового периода. Сумма резерва, конечно же, не окончательная и может меняться в зависимости от того, на какой отчетный период мы формируем резерв – так в первом квартале сумма одна, к концу года, она может значительно увеличиться.

Если же компания формирует резерв сомнительной задолженности и включает во внереализационные расходы, то это требует дополнительной аналитической работы со стороны бухгалтера.

Каждый квартал бухгалтер на последнюю дату отчетного периода должен производить расчет и определять, какую сумму резерва компания может принять в зависимости от финансового результата деятельности компании, а какую нет.

Однако согласно внесенным изменениям в статью 266 Налогового кодекса 10% от выручки можно рассматривать как:
  1.  10 % от выручки текущего отчетного периода,
  2.  так 10% от выручки предыдущего налогового периода.

(Федеральный закон № 405-ФЗ от 30.11.2016)

Как мы помним, налоговый период по налогу на прибыли признается календарный год, поэтому бухгалтер вправе взять выручка прошлого года для расчета резерва по сомнительным долгам текущего отчетного периода.

Использование резерва

Резерв сомнительных долгов – это оценочное значение, и  напоминаю, в бухгалтерском учете формируется на основании обоснованного и законспектированного суждения инвентаризационной комиссии. Дебиторскую задолженность мы уменьшим, сформировав резерв, но резерв мы можем использовать только на погашение безнадежной задолженности.

Понятие безнадежная задолженность хорошо прописано в Налоговом кодексе.

Это долги, по которым истек срок исковой давности (3 года) и долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Рассматриваемые ситуации – не только ликвидации организации-дебитора, но и на основании постановления судебного пристава, когда у организации должника нечего взыскивать – ни имущества, ни денег, ни каких-либо других активов.

Если в течение года резерв по сомнительной задолженности не был использован, то мы его переносим на следующий год.

Проводки в бухгалтерском учете при списании безнадежных долгов 

Безнадежный долг списываем в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 63

Кредит 60,62,76,71, 58-3

Списание безнадежного долга за счет резерва по сомнительным долгам

Дебет 007

Отражена дебиторская  задолженность с истекшим сроком исковой давности

По дебету счет 007 отражаем безнадежный долг, аналитика ведется по каждому конкретному должнику-дебитору. Учет на забалансе ведется в течение пяти лет.

Как показать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерской отчетности 

Резерв по сомнительным долгам не отображается отдельной строкой в Пассиве баланса.

По факту мы уменьшаем строку 1230 «Дебиторская задолженность» формы 1 Бухгалтерский Баланс  на сумму резерва.

В формы 2 Отчет о финансовых результатах показываем по строке 2350 «Прочие расходы» отражаем:

  • отчисления на резервы по сомнительным долгам
  • суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и прочие безнадежные долги.

Вывод 

Бухгалтер при формировании бухгалтерской отчетности должен руководствоваться понятием достоверности данных, отраженных в статьях баланса. И как мы помним, дебиторская задолженность — это наши активы, то есть ресурсы компании. Активы можно оценивать на ликвидность и оборачиваемость и т.д., но это – не задача бухгалтера, а достоверность – совсем напротив обязанность.

Принцип формирования резерва сомнительных долгов для налогового учета отличается от целей бухгалтерского учета.

В первом случае мы преследуем цель – обоснованное уменьшение налоговой базы для исчисления и уплаты налога на прибыль, во втором же случае – достоверность данных для акционеров, собственников и, впоследствии – принятие необходимых управленческих решений – как работать с этой задолженностью.

Несмотря на кажущуюся сложность по оценке сомнительной задолженность, для  организации наличие резерва выгодно, и конечно, неоспоримый плюс – это уменьшение налога на прибыль за счет резерва.

Рассмотрим на примере порядок отражения и списания сомнительной задолженности.

В марте 2014 года ООО «Пряник» поставило ООО «Секрет» партию товара в размере 826000,00 руб. в том числе НДС 126000,00 руб. Компания ООО «Секрет» не смогла произвести оплату в срок, указанный в договоре.

На конец финансового года организация ООО «Пряник» приняла решение произвести инвентаризацию расчетов с дебиторами и включила долг ООО «Секрет» в категорию сомнительных долгов в размере 50 %. 31 декабря 2016 году резерв по сомнительным долгам был увеличен на полную сумму долга. По истечению 3х лет было принято решение списать задолженность ООО «Секрет» как безнадежную.

В связи с чем был выпущен внутренний нормативный документ с указанием генерального директора на списание задолженности от 30.09.2017 по причине безнадежности долга.

Компания ООО «Пряник» проводит следующие операции в бухгалтерском учете:

  1. март 2014 – реализация товаров, отражение обязательства ООО «Секрет» перед ООО «Пряник»

Дебет 62.01 Кредит 90.01 – 826 000,00 руб.

  1. 31 декабря 2014 – резерв сомнительных долгов в бухгалтерском учете

Дебет 91.02 Кредит 63 –  413 000,00 руб.

  1. 31 декабря 2016 – увеличиваем резерв по сомнительным долгам до полной суммы долга

Дебет 91.02 Кредит 63 – 413 000,00 руб.

  1. 31 декабря 2017 – списание безнадежного долга

Дебет 63 Кредит 62.01 – 826 000,00 руб.

  1. 30 сентября 2017 отражение дебиторской задолженности по безнадежному долгу

Дебет 007 – 826 000,00 руб.

Источник: https://www.RNK.ru/article/215665-rezerv-po-somnitelnym-dolgam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.