+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Самовольная постройка: легализация или снос? (Демкина А.)

Содержание

Юридическая помощь по недвижимости

Самовольная постройка: легализация или снос? (Демкина А.)

Снос самовольных построек притормозили: изменения Гражданского кодекса от августа 2018г.

Госдума в очередной раз порадовала изменениями правил о самовольных постройках. Соответствующий законопроект уже прошел третье чтение, одобрен в Совфеде, и можно не сомневаться, что в итоге вступит в силу.

Что изменилось:

Для начала хорошие новости:

1. Предусмотрена защита прав добросовестных владельцев самовольных построек:1.1.

Если собственник при возведении постройки на участке, для которого установлены ограничения по строительству (охранные зоны, особые условия использования) не знал и не мог знать, что строит незаконно, то такая постройка не является самовольной.

Что означает сакраментальная фраза «не знал и не мог знать» в данном случае? Не могу сказать. Покажет практика. Думаю, речь идет о ситуациях, когда выполняются одновременно два обстоятельства:

  • наличие у владельца самовольной постройки прав на землю, разрешения на строительство и всех необходимых согласований. Если всего этого не было на момент строительства, то о добросовестности не может быть и речи (п. 1 ст. 222 ГК РФ в новой редакции).
  • данные об особых условиях использования земли не внесены в ЕГРН;

1.2. Установлен прямой запрет для органов местного самоуправления принимать решения о сносе самовольных построек, право собственности на которые зарегистрировано.

Такой решение теперь может быть вынесено только судом. Таким образом, московская ситуация массового сноса зарегистрированных объектов по решению городской администрации повториться не должна (абз. 6 п.

4 ст. 222 ГК РФ в новой редакции).

2. Порядок признания судом права собственности на самовольную постройку (п. 3 ст. 222 ГК РФ) сохранен.

3. Особого внимания заслуживает новый подход к ситуации, когда суд не находит оснований признания права собственности на самовольную постройку.

Установив факт самовольного строительства объекта, не соответствующего требованиям нормативов, суд теперь вправе вынести не только решение о сносе, но и другое решение: о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями (какой из этих вариантов выполнять впоследствии решает владелец самовольной постройки). Таким образом, шансы сохранить постройку резко повышаются.
Специальные критерии, позволяющие понять, в каких случаях суд должен принять то или другое решение (о сносе; о сносе или приведении в соответствие), законом почему-то не установлены. Так же не предусмотрено требование для суда определить, какие именно действия должен предпринять владелец самовольной постройки, чтобы привести постройку в соответствие (пункты 3.1, 3.2. ст. 222 ГК РФ).

4. Похожие правила теперь действуют для органов местного самоуправления.
ОМСУ теперь тоже могут принять в отношении самовольной постройки одно из двух решений:

  • о сносе;
  • о сносе или о приведении в соответствие. 

В случае, если ОМСУ принял решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, выбор о том, что с постройкой делать: приводить в соответствие или сносить, опять же остается за владельцем.

В отличие от суда, орган местного самоуправления при принятии таких решений связан определенными критериями.

Решение о сносе без права владельца привести постройку в соответствие с требованиями может быть вынесено органом местного самоуправления только в двух случаях:

  • полного отсутствия у владельца правоустанавливающих документов на землю (кроме случаев, когда здание возведено до введения в действие ЗК РФ — п.5 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”);
  • расположения земельного участка в границах земель общего пользования.

Решение о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается ОМСУ, если постройка находится в границах зоны с особыми условиями, границы которой установлены в соответствии с законодательством (видимо, внесены в ЕГРН) и при этом:

  • на нее отсутствует разрешение на строительство (кроме случаев, если здание возведено до 14 мая 1998 года — п. 5 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”) или;
  • разрешенное использование участка не предполагает строительства такого объекта.

ОМСУ не обладают полномочиями сносить самовольные постройки, расположенные на земельных участках, относящихся к частной собственности (абз. 5 п. 4 ст. 222 ГК РФ в новой редакции).

Так же ОМСУ не могут принимать таких решений в отношении жилых домой (индивидуальных и многоквартирных), садовых домов (абз. 6 п. 4 ст. 222 ГК РФ в новой редакции), объектов религиозного назначения (ст.

22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”).

5. Запрещен снос (в том числе по решению суда) самовольных индивидуальных жилых домов и жилых строений на дачных участках, обладающих следующими признаками одновременно:

  • право собственности на них зарегистрировано до 01.09.2018 (успевайте, есть еще месяц);
  • параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;
  • эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений. 

Это правило так же применяется в случае перехода прав на такие объекты, состоявшегося после 01.09.2018 (пункты 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”).

5. И наконец, самая хорошая новость! Если владелец самовольной постройки приведет ее в соответствии с установленными требованиями, он приобретает на постройку право собственности (пункт 3.2. ст.

222 ГК РФ в новой редакции)! Таким образом, возник новый порядок узаконения самовольных построек. Подробнее мы разберем его в следующих статьях.

Непонятно только, каким документом будет подтверждаться выполнение владельцем установленных требований, и на основании чего именно будет проводиться государственная регистрация прав на такие объекты.

Плохая новость:

1. Придуман новый способ, как заставить владельцев сносить самоволки за свой счет: если в установленный срок самовольная постройка не будет приведена в соответствие с установленными требованиями или снесена, земельный участок смогут изъять у собственника (ст. 285 ГК РФ в новой редакции).

В целом, изменения конечно очень позитивны для множества граждан и предприятий. Осталось только понять, как именно все эти механизмы будут работать в реальной жизни.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: http://www.cab74.ru/news/1441/

Снос самовольной постройки: в административном порядке, по решению суда

Самовольная постройка: легализация или снос? (Демкина А.)

Снос самовольной постройки может производиться по различным основаниям в административном порядке либо по решению суда. Связано это, как правило, с отсутствием документов на сооружение либо со сложностью прохождения процедуры его легализации.

Понятие самовольной постройки

Отнести сооружение к самовольно построенному можно при наличии следующих признаков:

  • Оно возведено на земле, на которую отсутствует право владения;
  • Сооружение построено на площади, имеющей другое предназначение и предоставленной для других целей;
  • Оно создано без получения соответствующего разрешения административных органов;
  • Его постройка нарушает нормы градостроительного и архитектурного законодательства;
  • Его возведение угрожает жизни и здоровью иных лиц, а также ущемляет их права.

Положениями статьи 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой может признаваться объект недвижимости, возведенный без согласования таких действий с собственником земельной территории.

Основанием для признания такого статуса, в соответствии с определением ВС РФ от 10.03.2016г.

№69-КГ14-10 являются нарушения, включающие отсутствие юридического права на участок, необходимых разрешений и нарушение градостроительных и строительных правил.

Все действия по созданию постройки считаются неправомерными, когда определено, что сооружение соответствует хотя бы одному из указанных условий.

Снос незаконно возведенного сооружения может осуществляться в порядке:

  • Административного производства;
  • По решению суда.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве (+7-499-938-54-25) и Санкт-Петербурге (+7-812-467-37-54).

Снос самовольной постройки в административном порядке

Положения статьи 222 ГК РФ закрепляют правовой режим такого строения, а также устанавливают правила его введения в правовые сделки.

В начале 2015 года норма была изменена, что позволило местным муниципалитетам в определенных ситуациях требовать сноса объекта без постановления суда. Теперь его снос выражается в санкции за несоблюдение положений земельного законодательства либо Градостроительного кодекса РФ.

Кстати, в настоящее время разрешено сносить конструкции, которые были возведены при нарушении назначения здания или при выполнении следующих условий:

  • Строительство произведено на территории, где проходят инженерные коммуникации;
  • Использована территория общего назначения, которой может пользоваться широкий круг людей. В неё включаются бульвары, улицы, парки, береговая полоса и прочее;
  • Сооружение возведено на участке, строительство на котором возможно лишь с соблюдением определенных условий.

Органы субъектов федерации, обладающие властными полномочиями, не вправе расширять перечень критериев для признания недвижимого объекта самовольным строением.

Службы местного самоуправления должны известить хозяина самовольного строения о несоответствии его установленным требованиям.

Снос самовольной постройки без решения суда должен быть обоснован. Административный ресурс может быть применен только на основании соответствующего требования органа местного самоуправления, в котором установлены сроки устранения проблемы. Мероприятие производится в принудительном порядке, если нарушители самостоятельно не исправляют нарушение в определенный период.

Даже наличие оформленного права на постройку не может служить препятствием для её сноса, когда выявлены серьезные нарушения законодательных требований, которые не могут быть устранены.

Копию требования по сносу направляют в течение семи дней с момента обнаружения соответствующего правонарушения. За соблюдение срока отвечают сотрудники муниципалитета.

При указании периода, в который необходимо снести сооружение, необходимо учитывать особенности возведенного объекта и его параметры. Принимая решение, контролирующая организация не может превышать свои полномочия.

Обжалование решения органа местного самоуправления

После принятия решения о сносе самовольного строения, лицу, осуществившему возведение такого сооружения, направляется уведомление в течение одной недели, с указанием срока проведения мероприятий, который не может превышать 12 месяцев.

Учитывая, что гражданин заранее ставится в известность о принятом решении, он вправе оспорить вердикт в суде. А судебный орган может приостановить действие оспариваемого документа либо остановить совершение соответствующих действий.

Если субъект, осуществивший незаконную постройку, не найден

​В ситуации, когда такое лицо не выявлено, то в течение недели с момента вынесения решения соответствующий орган обязан обеспечить опубликование сообщения о планирующейся подготовке сноса и размещение такой информации на официальных ресурсах местного муниципалитета и на информационном щите в пределах земельной территории, на которой возведено сооружение.

В такой ситуации, снос осуществляется силами органа местного самоуправления, но не ранее, чем по окончании двух месяцев после размещения извещения о планируемом действии в сети Интернет.

Снесение незаконного сооружения допустимо лишь тогда, когда лицо, его возводившее, не было установлено. Статьей 222 ГК РФ закреплен механизм самостоятельного осуществления административными органами своих решений в отношении самовольных строений, если гражданин незаконно построивший сооружение, не был выявлен.

Если отсутствует какое-либо условие из установленных законодательно, решение о сносе не может быть принято.

Надо отметить, что указанная норма позволяет администрации населенного пункта:

  • При выявлении лица, осуществившего самовольное возведение здания, обязать его снести;
  • При отсутствии такого субъекта, принять решение о сносе и самостоятельно реализовать соответствующие мероприятия.

Судебный порядок сноса

Для осуществления такой процедуры, необходимо инициировать её начало. Для этого потребуется подать исковое заявление. Истцом может выступать административный орган либо заинтересованное лицо, когда самовольно возведенное строение нарушает права и интересы окружающих людей либо угрожает их безопасности.

Рассмотрение дела заканчивается вынесением решения, при этом обязанность по сносу возлагается на лицо, признанное виновным. Если ответчик не предпринимает необходимые действия, то заинтересованные субъекты могут сами осуществить их. Но затраты, связанные со сносом помещения, в такой ситуации обязан возместить ответчик.

Когда производится снос самовольной постройки

Судебная практика в этой области права базируется на применении статьи 222 ГК РФ. Основными позициями являются:

  • Сносу подлежит только недвижимый объект после реконструкции, когда его нельзя вернуть в первоначальное состояние (определение ВС РФ от 11.03.14г. №18-КГ13-184);

Источник: http://law03.ru/housing/article/snos-samovolnoj-postrojki

Начал работать закон о борьбе с самостроем: утверждены новые правила сноса самовольных строений

Самовольная постройка: легализация или снос? (Демкина А.)

Большинство граждан, да и представители бизнеса часто возводят объекты недвижимости без необходимой на то документации. Как следствие, нарушается облик населенных пунктов и повышаются риски обрушения строений. Неудивительно, что борьба с самостроем ведется на законодательном и других уровнях.

На днях Владимир Путин поставил свою визу под законом о самострое от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ, призванным упорядочить некоторые моменты, связанные с самовольным строительством. Документ официально обнародован 4 августа и с этого момента считается действующим.

Если говорить кратко, законодательные поправки вводят определение понятия «самострой», устанавливают последствия его возведения. Кроме того появились условия, при которых возведенный объект допускается легализовать. Но обо всем расскажем по порядку.

В соответствии с новой редакцией статьи 222 Российского Гражданского кодекса есть сразу несколько критериев, по которым недвижимость будет считаться незаконно возведенной.

Часть из признаков самовольного строения связаны с режимом использования земельного участка, на котором он расположен.

Итак, недвижимость считается самовольно возведенной, если:

  • она построена на участке, который не предоставлен в установленном порядке, или его целевое назначение не предполагает строительства;
  • строительные работы велись без необходимой разрешительной документации или с несоблюдением строительных нормативов.

Есть такой интересный нюанс. Чтобы объект признали самовольной постройкой, ограничения должны действовать как на момент начала работ, так и на дату выявления незаконного строительства.

Иными словами, если на момент начала строительства режим использования земельного участка не разрешал этого делать, однако на момент обнаружения объекта препятствия исчезли, недвижимость не будут считать самостроем.

Сказанное касается и случаев, когда со временем изменились строительные нормы. Поэтому если на день выявления постройки она соответствует стандартам, она не будет рассматриваться как самострой.

Если обладатель земельного участка не знал о существующих по нему ограничениях на момент начала строительных работ, объект также не признается самостроем. Соответствующая оговорка прямо сделана в законодательстве.

В первую очередь, санкции к собственнику здания (сооружения) содержатся в законодательстве в сфере градостроительства, а также правовых нормах об административных правонарушениях. В принятых поправках в законодательство имеются свои меры воздействия к нарушителям.

Прежде всего, предусматривается, что незаконно построенный объект подлежит сносу или демонтажу. Кроме того, у собственника может быть изъят земельный участок в том случае, если требование по ликвидации недвижимости не будет выполнено.

Кто принимает решение о сносе самовольных построек

В соответствии с нововведениями в законодательстве решить судьбу самовольным строительством могут как суд, так и орган местного самоуправления. При этом поправки в в ч. 4 ст. 222 ГК РФ четко устанавливают компетенцию местных властей в этом вопросе.

Так, по решению чиновников на местном уровне объект может быть снесен в том случае, если он построен на земле, не имеющей правоустанавливающих документов. Кроме того, местный совет может принять решение о сносе самовольной постройки в том случае, если постройка находится на территориях особых зон или отведенных для общего пользования.

Местные властные структуры не вправе инициировать снос незаконного строительства в том случае, если оно расположено не на государственной (муниципальной) земле. Исключение составляют ситуации, когда объект прямо угрожает жизни или здоровью людей.

Кроме того, не уполномочены местные органы принимать решения по сносу самовольно возведенной постройки, если права на нее зарегистрированы или признаны решением суда.

Какие сроки дают для осуществления сноса постройки или приведения ее в соответствии с нормами

Вынося решение по сносу самостроя, уполномоченный орган одновременно устанавливает срок проведения всех работ. С учетом типа объекта, на его демонтаж отводится от 3 месяцев до полугода.

Недвижимость утратит статус незаконной в том случае, если ее собственник приведет объект в состояние, отвечающее строительным нормативам. Сделать это можно в срок от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от характеристик недвижимости.

Поправки, внесенные в законодательство

Помимо определения статуса самостроя, механизма его сноса или приведения в надлежащее состояние, принятым законом урегулировано еще несколько важных моментов.

Так, определено, что если собственник самовольной постройки уклоняется от выполнения предписания по ее сносу или приведению в соответствии с действующими требованиями, земельный участок может быть изъят в принудительном порядке.

В законе также содержатся нормы относительно правового статуса самовольных построек, числящихся за религиозными организациями. Кроме того, усовершенствовано применение так называемой «дачной амнистии». Речь идет об индивидуальных жилых, дачных, садовых домах, права на которые будут оформлены до 1 сентября 2018 года.

Можно ли узаконить самострой: мнение эксперта

Теоретически, большинство объектов незаконного строительства можно оформить юридически. Есть два пути решения проблемы.

Первый из них – это добиться изменения статуса земли, ее целевого назначения. И здесь многое будет зависеть от способности наладить диалог с представителями власти на местах.

Второй варрант – это привести недвижимость в состояние, отвечающее существующим строительным нормативам. Здесь важно привлечь опытных специалистов, которые будут курировать выполнение всех работ.

Одним словом, чтобы узаконить самострой следует быть готовым к значительным затратам времени и финансов. Иначе что-либо сделать вряд ли удастся.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/novosti/zakon-o-samostroe-2018.html

Это неправда, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки по «закону о самострое», последние новости | Таков Закон

Самовольная постройка: легализация или снос? (Демкина А.)

Проект закона, предполагающий жесткие меры в отношении самовольных построек на дачных участках (вплоть до их сноса), а также многотысячные штрафы для владельцев самостроя, должен был вступить в силу 1 июля 2018 года, однако был принят Госдумой только 26 июля и подписан президентом РФ 4 августа. Опасаясь последствий закона, дачники с ужасом ждали лета в полной уверенности, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки и сносить незарегистрированные дачи. На данный момент эти опасения беспочвенны. Смысл закона, как это обычно бывает, многие истолковали неправильно.

Расскажем, что из себя представляет так называемый закон о самострое и какие санкции для владельцев земельных участков с самостроем он предполагает.

«Закон о самострое» с 1 июля 2018 года — последние новости

Законопроект № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)» был внесен в Государственную думу РФ 1 ноября 2017 года.

В этот же день законопроект был направлен на нулевое чтение в Комитет по государственному строительству и законодательству. Принятие законопроекта в первом чтении состоялось 23 мая 2018 года, в третьем чтении — 26 июля. Документ одобрен Совфедом 28 июля и президентом РФ — 4 августа.

Данные о документе содержатся в системе обеспечения законодательной деятельности http://sozd.parliament.gov.ru/bill/301924-7

Скачать текст проекта закона о самострое 2018 года

В соответствии с положениями законопроекта предполагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, в частности, уточнить понятие «самовольная постройка».

«Самовольная постройка – это сооружение или другое строение, возведенное, созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное, созданное без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки».

«Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований и (или) разрешений и в соответствии с ними и (или) собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка»

По мнению законодателей, пользоваться и распоряжаться самостроем нельзя (ни продавать, ни дарить, ни эксплуатировать) – его необходимо снести или привести в соответствие с требованиями закона.

Естественно, все издержки ложатся на плечи владельца незаконной постройки или участка, на котором она возведена. Владелец должен узаконить постройку или снести ее.

Законопроект определяет сроки, когда это необходимо сделать.

Срок сноса самостроя:

  • от 3-х до 12 месяцев в зависимости от специфики объекта.

Срок реконструкции-легализации

  • от 6-и месяцев до 3-х лет в зависимости от специфики.

После приведения постройки в соответствие с требованиями закона можно будет оформить на нее право собственности.

Оговаривается, что орган местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольных построек без решения суда:

  • если отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, «в отношении зданий, сооружений, других строений, созданных на таком земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации»;
  • «в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении зданий, сооружений, других строений, созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года № 73-Ф3».

Налог на бани и сараи платить надо, если это объекты недвижимости — Минфин

Штраф за самострой

23 мая был принят еще один законопроект № 301854-7 (на 31 июля 2018 года принят только в первом чтении), устанавливающий административную ответственность за эксплуатацию самостроя и за неисполнение решения суда в отношении самовольной постройки – если владелец не снес вовремя ее или не реконструировал как того требует Градостроительный кодекс РФ. Штрафы в нем действительно внушительные.

За эксплуатацию самовольной постройки:

  • на граждан – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП — от 20 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За неисполнение решения суда или органа местного самоуправления о реконструкции или сносе самостроя:

  • на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов;
  • на ИП — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Скачать проект закона о штрафах за самострой

Разъяснения Минстроя РФ

Опасения дачников за свои земли и постройки оказались настолько серьезными, что Минстрою пришлось давать специальное разъяснение на счет законопроекта и объяснять, что с 1 июля 2018 года у россиян не начнут отнимать земельные участки и сносить дома.

«Появившаяся в ряде СМИ информация о сносе домов без ограничений не соответствует действительности», — подчеркивается в сообщении ведомства.

«Возможность принятия решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке сужается до случаев очевидных недопустимых нарушений при строительстве: отсутствия разрешений на строительство или правоустанавливающих документов на землю.

При этом можно избежать сноса, если привести объект в соответствие с градостроительными требованиями.

Кроме того, законом предусматривается возмещение убытков правообладателям земельных участков и недвижимости, которые расположены в зонах с особыми условиями использования до вступления в силу этого закона.

На сегодняшний день в России 23 такие зоны: зоны охраны объектов культурного наследия, охранные зоны объектов электроэнергетики, железных дорог, объектов трубопровода, линий сооружения связи, приаэродромные территории, придорожные полосы и т.д», – разъяснили в Минстрое.

Госпошлина за регистрацию права на недвижимое имущество – сколько платить?

Вопросы юристам

Разъяснения Минстроя были даны еще до внесения законопроекта в Госдуму. Однако юристам продолжают поступать вопросы от граждан на счет возможного сноса дач и изъятия земельных участков. Вот некоторые из них.

«Подскажите, я не успел оформить дом по дачной амнистии до 1 июля 2018 года. У меня нет ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод в эксплуатацию. Будут сносить постройки на садовых участках с 1 июля 2018 года?» – спрашивает Кирилл из Московской области.

«Прочитал в интернете, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки, если они попадают в особые зоны с газопроводами и прочими коммуникациями. У меня газ идет по границе участка, как и у всех соседей. В Правлении ничего объяснить не могут. Коснется нас новый закон или нет?» – спрашивает Владимир из Санкт-Петербурга.

«Будут ли сносить дачи по закону о самостроях 2018 года, если не реконструировать под все требования. Денег на реконструкцию и снос у меня нет», – пишет Игорь из Краснодара.

Отвечаем сразу всем.

  1. Механизм выявления и сноса самовольных построек существует и сегодня. В соответствии со ст. 222 ГК РФ «самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи».
  2. Новый закон сокращает количество случаев, когда решение о сносе самовольной постройки может быть принято местными властями без решения суда. Если приобретатель земельного участка с постройкой не мог знать, что она является незаконной, то финансовые потери в связи с ее сносом или реконструкцией он не понесет.
  3. «Дачная амнистия» действует до 2020 года. Если дом не оформлен, то время сделать это в упрощенном порядке еще есть.
  4. Изъятие земельных участков с самостроем данными законопроектами не предусмотрено. Но вполне возможно, что такая норма появится в законодательстве по аналогии со ст 293 ГК РФ, в соответствии с которой возможно выселение из жилого помещения собственника, который использует его не по назначению либо разрушает его, при этом не исполняя решение органа местного самоуправления по устранению нарушений.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: http://takovzakon.ru/zakon-o-samostroe-s-1-ijulja-2018-goda-u-rossijan-ne-budut-otnimat-zemelnye-uchastki/

Снос и легализация самостроя в 2018 году

Самовольная постройка: легализация или снос? (Демкина А.)

Эксперт анализирует, какие изменения о самовольных постройках внесли в законодательство в 2018 году и как новые нормы будут применять.

В 2018 году изменилось определение самовольной постройки

Как известно, с августа 2018 года стали действовать поправки в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся правового положения объекта самовольного строительства, возможности приведения его в соответствие требования законодательства и приобретения права собственности на него.

Итак, разберемся, какое определение действующее законодательство дает объекту самовольного строительства (самостроя).

В соответствии с п.

1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Так, исходя из обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 19.03.2014, допущенные при возведении самовольной постройки нарушения градостроительных и строительных норм и правил являются основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на такую постройку, если нарушения являются существенными и неустранимыми.

К существенным относятся, например, неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

То есть официальной позицией ВС РФ являлось следующее: существенное и неустранимое нарушение градостроительных и строительных норм и правил является основанием для удовлетворения иска о сносе самовольной постройки.

Но данная правовая позиция осталась актуальна только для тех правоотношений, которые возникли до 3 августа 2018 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ «О Внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 22 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ».

В соответствии с принятыми изменениями в Гражданский Кодекс Российской Федерации не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Это абсолютно новый подход к самому статусу самовольной постройки, то есть теперь к самовольным постройкам не будут относиться объекты, возведенные с нарушениями, но построенные по согласованию и с разрешения властей.

Теперь снести самовольную постройку можно только по решению суда

В соответствии с п.

3.1. статьи 222 Гражданского Кодекса решение о сносе самовольной постройки, либо решение о приведении ее в соответствие с установленными требованиями принимается только судом и в случае, если земельный участок, на котором расположен объект самовольного строительства находится в частной собственности и при условии, что сохранение таких построек не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Пункт 4 статьи 222 Гражданского Кодекса четко определяет границы вмешательства органов местного самоуправления в область сноса самовольных построек. Органы местного самоуправления принимают решение:

  • о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы, и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
  • о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Таким образом, исходя из положений нового закона, законодатель ограждает физических и юридических лиц, владельцев уже возведенных строений и зданий, от самоуправства местных властей, часто инициирующих снос самовольных построек во внесудебном порядке.

Если все же суд принимает решение о сносе самовольной постройки, то срок для его реализации составляет не менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев.

Самострой можно привести в соответствие с требованиями

По новым правилам, самовольную постройку возможно привести в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом осуществившим ее лицом либо за его счет.

Срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями законодательства устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года, после чего на такой объект может быть оформлено право собственности.

Рассчитывать на это могут те лица, у которых земельный участок находится:

  • в собственности;
  • в пожизненном наследуемом владении;
  • в постоянном (бессрочном) пользовании;
  • во временное владение и пользование от государства для строительства.

Требование о наличии надлежаще оформленного права на земельный участок для дальнейшего оформления права собственности объекта недвижимости на нем остается незыблемым.

Так, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2018 № Ф09-1404/18 по делу № А50-12831/2017, было установлено следующее.

Истец обратился с иском о признании за ним права собственности на возведенный торговый павильон как объект капитального строительства. Суд указал, что по смыслу ст.

222 ГК РФ право собственности лица на самовольную постройку может быть признано только в случае наличия у заявителя необходимых прав на земельный участок, на котором возведена эта постройка.

Вместе с тем истцом был заключен договор аренды с указанием назначения – для размещения торгового павильона. При этом из условий договоров не следует, что земельный участок предоставляется для цели строительства или реконструкции в объект капитального строительства.

Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что договор аренды не предусматривал возведение объекта капитального строительства без разрешения собственника, в связи с чем истцом не соблюдены требования ст. 222 ГК РФ.

Также необходимо обратить внимание, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

  1. Права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года.
  2. Параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом.
  3. Эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

Таким образом, благодаря произошедшим изменениям российского законодательства, у обладателей самостроя появились реальные возможности оформить свой объект надлежащим образом и получить на него легитимные правоустанавливающие документы, так как, по смыслу российского законодательства, факт государственной регистрации права на объект недвижимости не исключает возможность принятия уполномоченным лицом решения о сносе, если будет установлено, что такой объект является самовольной постройкой.

Так, в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 27.09.2016 № 1748-О наличие государственной регистрации права на объект недвижимости, который в соответствии с п. 1 ст.

222 ГК РФ является самовольной постройкой, само по себе не запрещает уполномоченному органу принять решение о ее сносе.

Лицо, чье право на недвижимое имущество зарегистрировано в ЕГРН, может обжаловать принятое решение в суде.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2356-snos-i-legalizatsiya-samostroya-novelly-2018-goda

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.