+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица (Шишмарева Т.П.)

Содержание

В какой момент возникает правоспособность юридического лица?

Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица (Шишмарева Т.П.)

Основное отличие в правосубъектности: правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц возникают в разное время

Дееспособность юридического лица возникает с момента…

Специальная правоспособность юридического лица – это законное ограничение его возможностей

Правоспособность юридического лица прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ

Основное отличие в правосубъектности: правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц возникают в разное время

Правоспособность (как юридическая возможность быть субъектом правоотношений) граждан возникает с момента рождения.

Дееспособность – это способность активными действиями реализовывать права путем вступления в правоотношения, совершения сделок с соответствующими последствиями, включая ответственность за нарушения.

Она расширяется постепенно, с учетом усредненных показателей развития личностных качеств индивида, и в полной мере устанавливается (возникает) с 18-летнего возраста.

Юридические лица, являясь искусственными организационными (структурными) образованиями, учрежденными взрослыми дееспособными гражданами, функционируют по иным правилам.

Дееспособность и правоспособность юридического лица возникают в момент его создания.

При этом под созданием подразумевается не учреждение организации (дата протокола общего собрания учредителей или решения единственного учредителя), а факт государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Дееспособность включает:

  • сделкоспособность (способность совершения сделок в качестве полноправного участника);
  • деликтоспособность (обязанность и возможность отвечать за нарушение прав третьих лиц).

В фактических правоотношениях возникает необходимость удостовериться в наличии правосубъектности контрагента-юридического лица. Подтверждением этого обстоятельства являются сведения ЕГРЮЛ, с которыми можно ознакомиться в сети «Интернет».

Дееспособность юридического лица возникает с момента…

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что отличием между гражданином и юридическим лицом является именно отсроченное наступление дееспособности у гражданина, которая у юридического лица присутствует изначально.

Однако в отношении дееспособности юридических лиц есть позиции, которые следует учитывать:

  1. Первая из них основана на нормах ГК РФ – в частности, на том, что понятие «дееспособность» применительно к организациям в кодификации отсутствует. Согласно этой позиции, у организации, в отсутствие собственных намерений, личной воли не может быть и дееспособности. Вся его правосубъектность описывается правоспособностью.
  2. Вторая точка зрения включает «несамостоятельную», производную дееспособность юрлица в состав его правоспособности.

Обе позиции в теории имеют право на существование. Однако если включать в состав дееспособности сделкоспособность и деликтоспособность, то необходимо оставить её в составе правосубъектности организаций, в противном случае их участие в гражданском обороте было бы невозможно.

Дееспособность юридического лица не всегда может быть фактически реализована в полном объеме. Специфический и ограниченный характер она приобретает во время процедуры банкротства, в особенности на стадии конкурсного производства (порядок совершения сделок регламентирован; контролирующая функция банка в отношении текущих платежей и др. особенности).

Специальная правоспособность юридического лица – это законное ограничение его возможностей

Со времен СССР в гражданском праве существует точка зрения, что правоспособность юридического лица всегда является специальной. Специальная правоспособность юр лица – это ограничение юридических действий организации их подчинением тем целям и видам деятельности, для которых она создана и которые закреплены в её учредительных документах.

Однако, с учетом нормы абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ общепринятой практикой является указание в уставе широкой трактовки целей и видов деятельности, можно сказать, что для большинства коммерческих организаций характерна общая правоспособность. Например, как правило, правоспособность ООО – общая (универсальная). 

Тем не менее, большая группа юридических лиц наделяется именно специальной правоспособностью:

  • некоммерческие организации, деятельность которых подчинена социально полезным целям;
  • специализированные коммерческие организации, для которых допускается единственный разрешенный вид деятельности на основании выданной лицензии или членства в саморегулируемой организации (например, банки).

В случае со специальной правоспособностью возможно отложенное её наступление (например, после выдачи лицензии или вступления в СРО).

Правоспособность юридического лица прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ

Прекращению правоспособности организации могут предшествовать процедуры, во время которых она ограничивается в соответствии со специальными нормами (банкротство, ликвидация) либо фактическое прекращение деятельности (в случае принудительной ликвидации бездействующего лица).

Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица являются (стст. 16, 20-22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ:

  • представление документов о завершении ликвидации (при условии, что этому предшествовало представление уведомления о добровольной ликвидации, публикация объявления, составление промежуточного ликвидационного баланса и иные необходимые действия);
  • определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
  • решение собственника о прекращении унитарного предприятия или учреждения с передачей имущества в уставный капитал АО или в собственность государственной корпорации;
  •  завершение реорганизации.

В случае прекращения юридического лица его права и обязанности могут перейти в порядке универсального или сингулярного правопреемства, либо полностью прекращаются (при ликвидации).

Таким образом, правоспособность юридического лица имеет особенности, обусловленные его организационно-правовой формой, целями создания и видом  деятельности. При определении правоспособности контрагента-организации необходимо проверять и учитывать возможные её ограничения.

Татьяна, у меня есть сомнения насчет этого момента. Все-таки АО, ООО – это объединение капиталов, в первую очередь. Разве нельзя от имени несовершеннолетнего законному представителю юр. лицо учредить?

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2008 г. N 09-17/121126

По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о несовершеннолетних Управление сообщает следующее.

Источник: https://rusjurist.ru/yuridicheskie_lica/v_kakoj_moment_voznikaet_pravosposobnost_yuridicheskogo_lica/

При ликвидации юридического лица правопреемство

Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица (Шишмарева Т.П.)

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮР ЛИЦА, ПРАВОПРЕЕМСТВО.

Правопреемство. В соответствии со ст. 124 ГК РФ участниками гражданских правоотношений являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Одни участники правоотношений обладают правом и называются управомоченными лицами, другие несут обязанности и называются обязанными лицами, однако, в большинстве случаев они являются одновременно управомоченными и обязанными лицами.

Состав участников гражданского правоотношения может меняться в результате правопреемства, под которым понимается переход прав и обязанностей от одного лица — правопредшественника — к другому — правопреемнику, причем последний вступает в правоотношения вместо своего правопредшественника.

Правопреемство может быть универсальным (общим) или сингулярным (частным).

Особенностью общего правопреемства является то, что правопреемник по основаниям, предусмотренным законодательством, занимает место правопредшественника во всех правах и обязанностях, за исключением тех, в которых закон не допускает правопреемство вообще (речь идет о правах, которые не переходят к другим лицам, например, право авторства).

Под частным правопреемством понимается правопреемство, возникающее в одном или нескольких правоотношениях. Так, в соответствии с п. 1 ст.

382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Однако не всякие права могут переходить от одного лица к другому. Как следует из ст.

383 ГК РФ, переход к другому лицу неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, не допускается.

Ликвидация юридического лица — это прекращение юридического лица, при котором не возникают новые юридические лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который он было создано или достижения цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях осуществления деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Для ликвидации предусмотрена определенная процедура. Начинается оно с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридического лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ.

Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда

Принимая самостоятельное решение по данным вопросам, помните (!):

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Именно поэтому для вас работают бесплатные консультанты:

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455 09 86 (Москва) Это быстро и бесплатно!

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

Вопросы правоприеемства при ликвидации юридического лица

Одной из самых используемых форм ликвидации юридического лица является его реорганизация, осуществляемая путем передачи имущества и обязательств его правопреемнику. Данный процесс в юридической практике получил название правопреемства при ликвидации юридического лица.

При ликвидации юридического лица правопреемство – это передача прав, имущества и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому.

Основные правила правопреемства регламентируются статьей 58 Гражданского Кодекса Российской Федерации:

  • при слиянии двух или более юридических лиц все права, обязательства и имущество передаются новому образованному юридическому лицу согласно положениям передаточного акта;
  • при присоединении одного общества ко второму, все права, обязательства и имущество передаются последнему в соответствии с положениями передаточного акта;
  • при разделении компании все права, обязательства и имущество передаются новым юридическим лицам в соответствии с положениями разделительного баланса. При этом, если из состава юридического лица осуществляется выход один или несколько лиц, то согласно этому же разделительному балансу активы вышедших членов разделяются между оставшимися участниками.

При изменении одного акционерного общества на другое акционерное общество право правопреемства считается не применимым, т.к. изменение организационно-правовой формы не происходит.

При ликвидации юридического лица правопреемник не облагается налогом, что регламентируется российским законодательством. Но правопреемство при ликвидации юридического лица не исключает ответственности за нарушения в сфере налогообложения.

И, если при передаче прав обнаружены нарушения законов участниками первого юридического лица, то вновь образовавшемуся предприятию придется отвечать за нарушения перед судом.

Реорганизация

Реорганизация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная реорганизация проводится согласно решению учредителей субъекта правоотношений, либо органа юридического лица, который уполномочен на данное действие учредительными документами.

Предприятия, которые участвуют в слиянии, должны заключать договор о слиянии, согласно которому устанавливаются порядок и условия проведения процесса слияния, порядок конвертации ценных бумаг каждого общества в ценных бумагах нового общества.

Составление устава и утверждение совета директоров нового общества проводится на совместном собрании всех акционеров предприятий, которые участвовали в слиянии. Фирма регистрирует изменения в учредительных документах.

Принудительная реорганизация проводится согласно решению государственных органов, имеющие полномочия на проведение данного процесса, либо по решению суда.

Принудительная реорганизация может проводиться в следующих пяти формах:

  1. Присоединение одного субъекта к другому. Все права, обязанности и имущество передаются последнему лицу согласно положениям передаточного акта.
  2. Разделение. Права, обязанности и имущество передается новым образовавшимся юридическим лицам согласно положениям разделительного баланса.
  3. Слияние. Права, обязанности и имущество всех юридических лиц, участвующих в слиянии, передаются вновь образованному обществу согласно положениям передаточного акта.
  4. Выделение. Права, имущества и обязанности реорганизованного общества передаются каждому их юридических лиц, вышедших из общества. Разделение прав осуществляется согласно положениям передаточного акта.
  5. Преобразование. При преобразовании организационно-правовой формы все права, обязанности и имущество получает новая компания согласно положениям передаточного акта.

При слиянии, преобразовании или присоединении юридического лица необходимо получение обязательного согласия со стороны соответствующих государственных органов.

Передаточный акт и распределительный баланс содержат основные положения и условия о правопреемстве по всем правам и обязательствам, а также передаче имущества реорганизованного юридического лица по отношению всех кредиторов и должников.

Данные документы утверждаются либо учредителями общества, либо соответствующими органами, по решению которых проводится закрытие компании.

Источник: http://etalonprawa.ru/pri-likvidatsii-yuridicheskogo-litsa-pravopreemstvo/

Ликвидация юридических лиц проблемы теории и практики

Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица (Шишмарева Т.П.)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

§4. Исключение юридическоголица из Единого государственного реестраюридических лиц (ЕГРЮЛ)

Говоря о ликвидации нельзяне упомянуть о таком виде прекращенияюридического лица как исключение егоиз ЕГРЮЛ.

Строго говоря, исключение изреестра нельзя считать ликвидацией,поскольку эта процедура применяетсятолько в отношении недействующихюридических лиц и только подтверждаетфактически существующую ситуацию.

Действующие же юридические лица могутбыть только ликвидированы в добровольномлибо принудительном порядке.

Процедура исключениянедействующего юридического лица изединого государственного реестра былавведена для того чтобы сократить расходыбюджета на проведение банкротства техлиц, которые не ведут свою деятельностьи не имеют серьезных задолженностейперед своими контрагентами.

Исключение недействующихюридических лиц из единого государственногореестра предусмотрено статьей 21.1Федерального закона от 08 августа 2001года № 129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей».

Для того чтобы юридическоелицо было признано недействующим(прекратившим свою деятельность)необходимо одновременное наличиеследующих признаков:

  • Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев;
  • Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету3.

Контроль за недействующимиюридическими лицами осуществляет отделкамеральных проверок той налоговойинспекции, на учете в которой состоитюридическое лицо.

Ежеквартально сведенияо юридических лицах, более года непредоставлявших налоговую и бухгалтерскуюотчетность, формируются в общий список,после чего в течение 5 рабочих днейналоговый орган направляет запросы вбанки, где у юридического лица открытысчета, чтобы выяснить – осуществлялисьли в течение последних 12 месяцевкакие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекцииотсутствуют сведения об открытыхбанковских счетах юридического лицалибо из банка приходит ответ, что втечение последних 12 месяцев операциипо счету не проводились, то в течениетрех рабочих дней оформляются следующиедокументы:

  • справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
  • справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Эти документы служатоснованием для направления информациио наличии признаков прекращениядеятельности юридического лица врегистрирующий орган – налоговуюинспекцию (ее подразделение), ответственноеза регистрацию юридических лиц.

В течение 5 рабочих днейс момента поступления справок,свидетельствующих о том, что юридическоелицо прекратило свою деятельность,руководитель регистрирующего органапринимает решение о предстоящемисключении юридического лица из единогогосударственного реестра. Это решениепубликуется в средствах массовойинформации в точно таком же порядке,как и при добровольной ликвидацииюридического лица.

После опубликованиярешения о предстоящем исключенииюридического лица из ЕГРЮЛ отводитсятрехмесячный срок на то, чтобызаинтересованные лица, если таковыеимеются, известили налоговый орган отом, что они не согласны с исключениемюридического лица из единого реестра.Такие заявления могут быть направленыв налоговый орган от любых заинтересованныхлиц (учредителей, руководителя, кредиторов,пенсионного и страховых фондов и иныхлиц).

Если в течение трех месяцевс даты опубликования никаких заявленийот заинтересованных лиц в регистрирующийорган не поступит, то в течение месяцаюридическое лицо будет исключено изединого государственного реестраюридических лиц и перестанет существоватьне только де-факто, но и де-юре.

Общий срок процедурыисключения юридического лица из ЕГРЮЛсоставляет от четырех с половиной допяти с половиной месяцев с моментавнесения юридического лица в списокналогоплательщиков, не предоставляющихналоговую и бухгалтерскую отчетность.

Интересно отметить, чтоточки зрения Арбитражного суда иФедеральной налоговой службы на критерииотнесения налогоплательщиков к категории«прекративших деятельность» не совпадают.

Как разъясняет Высший Арбитражный судРоссийской Федерации, исключениеюридического лица из единогогосударственного реестра допускаетсядаже в тех случаях, когда имеетсязадолженность по налогам и сборам, атакже неуплаченным штрафным санкциям,которые обязательно возникнут вследствиенепредставления отчетности (ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФот 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторыхвопросах практики применения положенийзаконодательства о банкротствеотсутствующих должников и прекращениинедействующих юридических лиц»). Однакоэта позиция не разделяется налоговымиорганами, которые руководствуютсяПисьмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. №ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым изЕГРЮЛ исключаются только те юридическиелица, которые не имеют задолженностейперед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складываетсяситуация, при которой налоговые органы,к компетенции которых отнесено принятиерешения об исключении либо не исключениинедействующих юридических лиц из реестране используют процедуру исключения изЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлениемо признании должника банкротом. Суд же,установив что у юридического лицаимеются признаки прекращения деятельности,но процедура исключения его из ЕГРЮЛне проводилась, возвращает заявлениеобратно налоговым органам.

Разночтение вызвано впервую очередь тем, что налоговым органамвыделяются достаточно большие денежныесредства на проведении процедурбанкротства, в то время как судызаинтересованы в снижении количества«банкротных» дел в отношении отсутствующихдолжников.

Представляется, что втаком «подвешенном состоянии» вопрособ исключении недействующих юридическихлиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до техпор, пока не будет конкретизированодействующее законодательство.

Необходимо так жеурегулировать вопрос о последствияхтакого способа прекращения юридическоголица как исключение его из единогогосударственного реестра, поскольку внастоящий момент формально обязательстваюридического лица в связи с его исключениемиз реестра не прекращаются и на этомосновании, в частности, налоговые органыотказываются признавать безнадежнойзадолженность прекратившего деятельностьюридического лица, не ликвидированного,но исключенного из реестра.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ПРАКИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Вгражданском обороте часто возникаютпроблемы, связанные с ликвидациейюридических лиц.

Стремлениеучастников экономических отношений,включая государство в лице уполномоченныхорганов, защитить свои интересы влечетбольшое число судебных разбирательств.В данной статье рассмотрены лишьнекоторые спорные ситуации. В нихнаиболее ярко проявилась сущностьзаконодательного регулирования процессовликвидации юридических лиц.

§1.Соотношение понятий «ликвидация» и«исключение из ЕГРЮЛ»

ВГражданском кодексе РФ урегулированпорядок осуществления ликвидацииюридического лица, определены ее правовыепоследствия (ст. 61, 63 ГК РФ), но несформулировано легальное определениеэтого понятия.

По смыслу названныхстатей Кодекса ликвидацию юридическоголица можно определить как предусмотреннуюзаконом процедуру, направленную напрекращение юридического лица безперехода прав и обязанностей в порядкеправопреемства к другим лицам, котораязавершается внесением записи о прекращениисуществования юридического лица врезультате ликвидации в единыйгосударственный реестр юридическихлиц (далее — ЕГРЮЛ).

Очевидно,что отсутствие перехода прав и обязанностейюридического лица к другим лицамфактически означает их прекращение, т.е. утрату юридическим лицом правоспособности.

Вместе с тем ГК РФ связывает утратуюридическим лицом правоспособности сдругим юридическим фактом — внесениемзаписи об исключении юридического лицаиз ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Следовательно,не только ликвидация может служитьоснованием для прекращения правоспособностиюридического лица, но и его исключениеиз ЕГРЮЛ по иным основаниям.

Данныеоснования закреплены не в ГК РФ, а в ст.21.1, 21.2 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и предпринимателей»(далее — Закон о госрегистрации).

Так,юридическое лицо может быть исключеноиз ЕГРЮЛ в случае прекращения им своейдеятельности, прекращения деятельностиунитарного предприятия, а такжегосударственного или муниципальногоучреждения в связи с отчуждением ихимущества в случаях, предусмотренныхфедеральными законами.

Междутем, согласно абз. 2 ст. 1 Закона огосрегистрации, государственнаярегистрация юридических лиц представляетсобой акт уполномоченного федеральногооргана исполнительной власти,осуществляемый посредством внесенияв государственный реестр определенныхсведений о юридических лицах, в томчисле об их ликвидации.

Внесение записио фактическом прекращении деятельностиюридического лица при отсутствииустановленного порядка получения такихсведений регистрирующим органом или вслучае выяснения этого обстоятельствав рамках материальных правоотношений,непосредственно связанных с деятельностьююридического лица, а не с порядкомгосударственной регистрации, противоречитсмыслу Закона о госрегистрации.

ВЗаконе не прописан механизм сборарегистрирующим органом сведений одеятельности юридических лиц по своейинициативе. Отсутствует и предусмотренныйиными законодательными актами порядокустановления фактического прекращениядеятельности юридическим лицом.

Сбортаких сведений налоговым органом,действующим в целях налогового контроля,не может быть признан законной процедуройсбора сведений о ведении юридическимлицом хозяйственной деятельности вцелом лишь на том основании, что налоговыеорганы выполняют одновременно функциирегистрирующих органов.

Приизложенных обстоятельствах внесениерегистрационной записи при отсутствиинадлежащих оснований в виде определенногоправоотношения, связанного с фактическимпрекращением деятельности юридическоголица, порождает правовую неопределенностьв части статуса данной записи. Это, всвою очередь, неблагоприятно отражаетсяна хозяйственном обороте, посколькузатрагивает правоспособность участвующихв нем лиц.

Ввидуотсутствия на законодательном уровнеопределений понятий «ликвидация» и«прекращение юридического лица»невозможно установить соотношение этихпроцедур с исключением юридическоголица из ЕГРЮЛ4.

Является ли прекращение юридическоголица в установленном ГК РФ порядкеединственным основанием для егоисключения из ЕГРЮЛ или данная операциявозможна и по иным основаниям? Существуетли возможность восстановленияправоспособности юридического лица,исключенного из ЕГРЮЛ, не в связи с егопрекращением, если материальные основаниядля прекращения прав и обязанностей ввиде ликвидации или реорганизацииюридического лица отсутствовали?

Отом, что государственная регистрацияфактически представляет собой лишьоформление в том числе ликвидацииюридического лица, а не основание дляпрекращения его деятельности (посколькустроится на тех же принципиальныхначалах, что и порядок образованияюридического лица, который имеет явочныйхарактер и в силу п. 1 ст. 51 ГК РФ связываетсяименно с госрегистрацией), свидетельствуети доктринальное толкование норм,регулирующих порядок регистрацииюридических лиц.

Насегодняшний день суды придерживаютсятого подхода, что исключение юридическоголица из ЕГРЮЛ со ссылкой на ст. 21.1 Законао госрегистрации не означает егопрекращения в связи с ликвидацией.

Соответствующиеразъяснения даны в п. 1 ПостановленияПленума ВАС РФ от 20.12.

2006 № 67 «О некоторыхвопросах практики применения положенийзаконодательства о банкротствеотсутствующих должников и прекращениинедействующих юридических лиц» (далее— Постановление № 67).

В данном пунктеуказано, что процедура исключениянедействующего юридического лица изЕГРЮЛ является специальным основаниемпрекращения юридического лица, несвязанным с его ликвидацией.

Источник: http://works.doklad.ru/view/BSNo5GS-q5Q/4.html

Правоспособность юридического лица

Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица (Шишмарева Т.П.)
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Правоспособность юридического лица

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Возможность организации заключать те или иные сделки нередко является единственным вариантом осуществления того или иного бизнеса.

Зачастую возникает вопрос о том, с какого момента компания становится полноценным участником гражданского оборота. Что считать случаем, когда происходит образование и прекращение юридических лиц.

Организации обладают рядом особенностей. Ведь правоспособность и дееспособность юридического лица существенно отличаются от аналогичных правовых институтов, определяющих статус гражданина.

Другой проблемой служат пределы их действия, включающие ограничения, которые вводит лицензирование.

Понятие правоспособности юридического лица

Закон не содержит развернутого определения этого термина. Признаки и правоспособность юридического лица тесно взаимосвязаны. Исходя из ст. 49 ГК можно сделать ряд выводов.

  • Указанная статья признает возможность организаций быть субъектом гражданского права (иметь соответствующие права и выполнять обязательства).
  • этих прав и обязанностей продиктовано целью создания, которая отражена в учредительном документе. Если речь идет о коммерческой организации, то она создается для систематического извлечения прибыли и закон предоставляет ей соответствующие возможности. Она вправе заниматься любой не запрещенной деятельностью.
  • Создание и прекращение деятельности юридического лица совпадают с моментами появления и окончания правоспособности. Она появляется при внесении сведений об организации в ЕГРЮЛ. А ее окончание определяется моментом ликвидации компании.

ст. 49 ГК позволяет вывести следующее определение.

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Она возникает в момент его государственной регистрации и прекращается при ликвидации организации.

Правоспособность и дееспособность

Важным моментом служит то, что правоспособность и дееспособность юридического лица появляются одновременно. Законодатель не вводит вторую категорию, поскольку, в отличие от граждан, в отношении организаций не действует фактор взросления личности и они могут самостоятельно использовать права и нести обязанности в полном объеме, с момента создания.

Предметом спора является ограничение прав юридических лиц в отдельных сферах, предусмотренное законом. Ряд специалистов считает, что оно касается правоспособности. Их оппоненты полагают, что ограничение касается лишь дееспособности.

Виды правоспособности юридического лица

Ст. 49 ГК устанавливает виды правоспособности организаций. Она зависит от цели деятельности юридических лиц. В отношении коммерческих компаний действует общая правоспособность. Они могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.

Исключения составляют муниципальные или государственные унитарные предприятия. В отношении них и остальных организаций пределы правоспособности ограничены теми целями, для достижения которых они созданы.

Если фонд создан для поддержки какой-либо из сфер общественной жизни, то его действия ограничены работой в данной области. В указанных случаях у организаций имеется специальная правоспособность, пределы которой ограничены целями создания.

При классификации этого института нередко ссылаются на лицензирование, относя его к специальным видам. На самом деле, оно относится к общей правоспособности и связано лишь с предварительной проверкой соответствия компании определенным требованиям.

Возникновение правоспособности юридических лиц

Согласно ст. 49 ГК, основания для заключения сделок появляются в момент внесения сведений о регистрации организации в ЕГРЮЛ, т.е. в дату создания.

Сложившиеся правила делового оборота требуют проверки партнеров. Чтобы убедиться в наличии у контрагента гражданской правоспособности, принято спрашивать у него копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации.

Сложившийся порядок требует также предоставить актуальную выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержатся все необходимые сведения. Это касается всех видов компаний.

Последствия несоблюдения таких правил могут быть самыми тяжелыми. В первую очередь, они связаны с возможными претензиями налоговых органов.

Нередко в качестве основания возникновения гражданской правоспособности юридического лица указывается реорганизация путем, ведущим к появлению новых компаний. Все ее виды, кроме присоединения, требуют регистрации новых субъектов права.

Многие допускают ошибку, полагая, что к новым компаниям переходит правоспособность предыдущих. Действующий порядок не предполагает ее передачу или переход.

После регистрации, образовавшаяся компания становится лишь правопреемником во всех или в отдельных обязательствах ранее существовавших юридических лиц.

Ограничение прав юридического лица

Ст. 49 лишь касается возможности ограничения прав юридического лица. Это положение конкретизируется в других нормах.

Ст. 295 ГК предполагает ограничение, заключающееся в получении согласия собственника МУПами и ГУПами, обладающих недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, при его реализации.

К числу других видов ограничения служит принудительное назначение внешней администрации юридического лица. Это происходит в ситуациях, связанных с банкротством, при которых определен порядок назначения арбитражных управляющих.

Законодательство в сфере банковской деятельности предполагает основания для принудительной замены управляющей структуры в случае нарушения финансовыми структурами ряда нормативов. В данных случаях происходит ограничение права организаций самостоятельно формировать управляющие органы.

Лицензирование юридического лица и участие в СРО

Законодательство предусматривает ограничение на ведение отдельных видов деятельности. Необходимость предварительной проверки на соответствие набору определенных критериев связана со стремлением допускать на рынок определенных услуг только квалифицированных участников. Это касается тех сфер, которые связаны с безопасностью и риском, когда могут возникнут серьезные последствия.

Получение лицензии предполагает выдачу уполномоченным государственным органом разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Их круг ограничен.

Необходимость получения такого документа установлена в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Его содержание регулярно меняется, поэтому стоит убедиться в том, что изучается действующая редакция.

Порядок и основания для получения разрешения на работу в определенных сферах устанавливается Правительством и детализируется ведомственными актами.

В последние годы государство отменило получение лицензий в определенных сферах. Однако в ряде из них осталась необходимость получать допуск к деятельности. Это касается участия в саморегулируемых организациях (СРО).

Такие требования касаются проектировщиков зданий и сооружений и участников многих других видов деятельности. Без такого основания вести ее невозможно.

Прекращение деятельности юридического лица

Возникновение и прекращение юридических лиц связано с внесением соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Поэтому правоспособность контрагента легко проверить по информации из выписки.

Перед началом сотрудничества следует обращать внимание не только на данные о создании организации, но и на сведения о прекращении деятельности.

Все действия, ведущие к окончанию правоспособности юрлица, состоят из нескольких этапов, отраженных в реестре.

Виды прекращения деятельности юридического лица

Виды прекращения деятельности юрлица делят на 2 группы:

  • сопровождающиеся возникновением правопреемства;
  • не связанные с его возникновением.

Ст. 61 ГК устанавливает правовые основания для ликвидации организации. В их качестве выступают нарушения законодательства, которые носят неустранимый характер: отсутствие членства в СРО иди допуска полученного от нее, отсутствие лицензии, несоответствие деятельности некоммерческой структуры заявленным целям и др.

Перечень носит открытый характер и допускает другие основания для ликвидации. Наиболее распространенным примером служит банкротство, процедура которого установлена одноименным законом. В этих случаях у организации отсутствуют правопреемники.

Реорганизация как способ прекращения юридического лица является противоположностью ликвидации. Основы ее регулирования изложены в ст. 57 ГК. Особенности прекращения деятельности юридического лица таким путем предполагают появление организации-правопреемника.

Реорганизация имеет следующие формы:

  • выделение;
  • преобразование;
  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение.

К прекращению правоспособности ведут все виды этой процедуры, кроме выделения. В последнем случае первоначально существовавшее юрлицо продолжает функционировать.

В остальных ситуациях в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении организации в результате окончания соответствующей процедуры реорганизации, дата которых совпадает с образованием компании-правопреемника.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/yur.-lica/pravosposobnost-yuridicheskogo-lica.html

Ликвидация юридического лица

Соотношение процедур ликвидации и прекращения правоспособности юридического лица (Шишмарева Т.П.)

Ни в проекте концепции, ни в утвержденной итоговой Концепции не содержалось значительных предложений в отношении реформирования процедуры ликвидации юридических лиц. Тем не менее, реформа в этой части корпоративного права получилась весьма существенной.

Что подразумевает ликвидация юридического лица

Ликвидация означает прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В русском языке ликвидация означает одновременно и процесс, который проходит с момента принятия решения о ликвидации юридического лица до прекращения его правоспособности, и результат (лучше всего это значение заметно в широко употребимой фразе «юридическое лицо ликвидировано»).

Западные законодательства оперируют порой более гибкой и разносторонней терминологией. Так, в Германии то, что в России называется решением о ликвидации юридического лица, называют решением о его роспуске (Aufloesung).

Дальше идет ликвидация (Abwicklung) как процедура, а заканчивается все погашением (Loeschung) юридического лица (и записи о нем в реестре). Как видим, три немецких термина приходятся на один российский. Такая скупость терминологии не всегда идет на пользу российскому праву.

См. также Право собственности на недвижимость при реорганизации общества

С этой точки зрения, например, выделенное в России в самостоятельное основание прекращения юридического лица исключение из реестра недействующего юридического лица за рубежом является таким же погашением юридического лица, но без ликвидации как процедуры.

Основания для ликвидации в опыте других стран

В зарубежных правопорядках традиционно используется следующий перечень оснований для проведения процедуры ликвидации юридического лица:

  • случаи, предусмотренные уставом юридического лица (как момент, определенный уставом, так и событие, которое согласно уставу имеет своим следствием роспуск юридического лица, не будучи направленным на это);
  • решение компетентного органа юридического лица (правления — в случае с фондами, общего собрания участников — в случае с корпорациями и проч.);
  • решение суда о ликвидации в случаях, определенных законом;
  • признание юридического лица несостоятельным и открытие конкурсного производства;
  • принудительная ликвидация юридического лица во внесудебном порядке.

Российский подход к ликвидации юридического лица

Эта классификация не вполне соблюдается в России. Так, достижение цели, ради которой создано юридическое лицо, или истечение срока его функционирования сами по себе не запускают процедуру ликвидации юридического лица, для этого необходимо решение компетентного органа управления (см. п. 2 ст. 61 ГК).

Вместе с тем, такое решение – самостоятельное основание для запуска процедуры ликвидации; то, почему запускается процедура ликвидации (достигнута ли цель или участникам это юридическое лицо более не интересно вследствие изменившихся обстоятельств), не более чем мотив для принятия решения о ликвидации, и поэтому его вовсе не требовалось обозначать в законе. Получается некоторый внутренний парадокс. Допустим, юридическое лицо создано на 10 лет и это обозначено в уставе. Но потом, если компетентный орган не примет решение о его ликвидации, оно продолжит свое существование неограниченно долгое время и запись про 10 лет окажется лишенной смысловой нагрузки.

Ликвидация по решению суда

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда, если допущены нарушения при его создании, приведшие к признанию государственной регистрации юридического лица недействительной (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК), или во время последующей деятельности юридического лица (подп. 2–4 п. 3 ст. 61 ГК).

Дополнительное основание ликвидации — невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе, в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется (подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК).

Особняком стоит самое распространенное основание для ликвидации юридических лиц — банкротство.

В указанных положениях закона имеются некоторые неточности.

Формально фраза «по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушениях закона, если эти нарушения носят неустранимый характер» может породить неверное представление о том, что в случае грубых нарушений закона, носящих устранимый характер, но не устраняемых участниками, юридическое лицо не может быть ликвидировано. Думается, эта норма должна пониматься иначе — как наделяющая учредителей возможностью устранить нарушения во время рассмотрения дела о признании государственной регистрации юридического лица недействительной.

Необходимо также понимать, что признание недействительной государственной регистрации юридического лица не может влечь за собой аннулирование записи о нем в ЕГРЮЛ (как это происходило раньше), поскольку в таком случае наступит эффект погашения юридического лица без соблюдения процедуры ликвидации. Следовательно, после признания регистрации юридического лица недействительной в ЕГРЮЛ должна вноситься запись об этом решении суда, а также о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Как представляется, именно тот суд, который признал недействительной регистрацию юридического лица, должен рассматриваться как суд, принявший решение о ликвидации юридического лица. Этот суд должен решать вопросы о возложении расходов по ликвидации на учредителей (участников), назначении арбитражного управляющего в качестве ликвидатора и т. п.

Дополнительные основания для ликвидации

В зарубежный правовых системах присутствует ряд дополнительных оснований для ликвидации юридического лица, например:

  • неразрешимые разногласия учредителей (участников);
  • отсутствие в корпорации хотя бы одного участника;
  • если какой-либо орган юридического лица более не может быть образован в порядке, определенном учредительным документами (предлагалось в проекте концепции);
  • уважительная причина для требования о принудительной ликвидации, если иск заявляется участником, обладающим определенной долей в капитале юридического лица (как правило, не менее 10%).

Отечественный законодатель не посчитал необходимым вводить уточненное регулирование, а ограничился лишь довольно абстрактной формулировкой — невозможность осуществления деятельности юридического лица или ее существенные затруднения. Будем надеяться, что российские правоприменители будут толковать данную норму примерно в том же ключе, что и в иных развитых правопорядках.

Особенности судебной практики ликвидации юридических лиц в РФ

Надо сказать, что в судебной практике наметилась конструкция, при которой корпоративные конфликты должны решаться не посредством исключения одного из конфликтующих участников, а посредством прекращения юридического лица как такового.

Пленум Верховного суда РФ в Постановлении № 25 ввел ряд критериев, при которых осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

«Например, судом может быть удовлетворено такое требование, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.

Равным образом, удовлетворение названного требования возможно в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками хозяйственного товарищества или общества, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.

Ликвидация юридического лица в качестве способа разрешения корпоративного конфликта возможна только в том случае, когда все иные меры для разрешения корпоративного конфликта и устранения препятствий для продолжения деятельности юридического лица (исключение участника юридического лица, добровольный выход участника из состава участников юридического лица, избрание нового лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.) исчерпаны или их применение невозможно» (п. 29).

Юридическое лицо 2.0. Руководство по эксплуатации

Читайте в журнале «Юрист компании»

Deadlock: корпоративное соглашение как способ избежать конфликта

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/1904-likvidatsiya-yuridicheskogo-litsa

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.