+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства (Романов А.А.)

Содержание

Вопрос №83. Взаимосвязь производства по делам об административных правонарушениях с иными производствами (гражданским, арбитражным, уголовным, дисциплинарным и исполнительным)

Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства (Романов А.А.)

Этотвопрос придумала Панова, ибо он есть вее докторской диссертации (вообще всебилеты по ПпдоАП в программе прямоскопипастены с разделов ее докторской)

Какна него отвечать – вопрос дискуссионный,инфы нигде нет.

Имхонадо лить воду в духе «ПпдоАП занимаетважную нишу, находясь как бы «под»производством по уголовным делам, темсамым защищая общественный порядок отвредоносных и противоправных посягательств,которые, однако, в силу своей недостаточностидля того, чтобы считаться преступлениями,не могут быть квалифицированы вуголовно-процессуальном порядке.

Аналогичнопридумываем, как завязать ПпдоАП сгражданским и другими производствами.Кто придумает – расскажите передэкзаменом.

Вопрос №84. Задачи, принципы и черты производства по делам об административных правонарушениях

ЗадачиПпдоАП (ст 24.1 КоАП):

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела
  • разрешение каждого дела в соответствии с законом
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению админ. правонарушений (превентивно-предупредительная задача)

ПринципыПпдоАПможно условно разделить на три группы:

  1. свойственные всей системе права;

  2. определяющие процессуальную деятельность;

  3. характерные для определенного вида производств (3).

Перваягруппа традиционно объединяет принципызаконности, защиты прав граждан ипубличного интереса, гласности,материальной истины, равенства сторон(участников производства, действующихв условиях состязательности),государственного (национального) языка,самостоятельности принятия решенийпредставителями власти.

Втораягруппа включает принципы активностиправоприменительных органов (ст. 10Конституции Российской Федерации),оперативности процесса, его двуступенности,ответственности должностных лиц заненадлежащее ведение процесса,экономичности процесса.

Третьягруппа объединяет принципы устности,всесторонности и непосредственностивыяснения обстоятельств дела,неприкосновенности личности, обеспеченияправа на защиту, презумпции невиновности,состязательности, контроля за деятельностьюадминистративных инстанций, эффективностиприменения административных наказаний.

ЧертыПпдоАПлегко вычленить из его определения –1) деятельность компетентных субъектовгосударственно-исполнительной власти2) по разрешению споров между различнымисубъектами, а также 3) по применению мерадминистративного и дисциплинарногопринуждения, 4) осуществляемая вадминистративно-процессуальной форме5) как в судебном, так и во внесудебномпорядке.

Вопрос №85. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях. (Глава 26 КоАп)

Предметдоказывания по делу об АП

Обстоятельства,подлежащие выяснению по делу обадминистративном правонарушении(предмет доказывания по делу)(ст. 26.1):

  • наличие события АП
  • лицо, совершившее противоправные действия (бездействие)
  • виновность лица в совершении АП
  • смягчающие/отягчающие обстоятельства
  • характер и размер ущерба, причиненного АП
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об АП
  • иные обстоятельства, имеющие значениедля правильного разрешения дела
  • причины и условия совершения АП

Доказательствапо делу об АП– любые фактические данные, на основаниикоторых судья, орган, должностное лицо,в производстве которых находится дело,устанавливают обстоятельства, входящиев предмет доказывания.

Источникидоказательств (п.2 ст. 26.2):

  • протокол об АП и иные протоколы, предусмотренные КоАП
  • иные документы
  • объяснения лица, в отношении которого ведется ПпдоАП
  • показания потерпевшего, свидетелей
  • заключения эксперта
  • показания специальных технических средств
  • вещественные доказательства

Копипаститьстатьи 26.3-26.8 сюда я не вижу смысла, еслибудет необходимость – посмотрите сами.В этих статьях описываются:

26.3– объяснения лица, в отношении котороговедется ПпдоАП, показания потерпевшего,свидетелей

26.4– экспертиза

26.5– взятие проб и образцов

26.6– вещественные доказательства

26.7– документы

26.8– показания специальных техническихсредств

Источник: https://StudFiles.net/preview/6266738/page:42/

Особенности административного судопроизводства

Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства (Романов А.А.)

Особенности административного судопроизводства юристы обсуждали давно, что и предопределило введение в нашей стране отдельного нормативного правового акта – Кодекса административного судопроизводства РФ.

До 15 сентября 2015 г. дела административного судопроизводства отдельно не выделялись, административные споры рассматривались в соответствии со специальными нормами ГПК РФ. Все административные дела после 15.09.2015 г. рассматриваются исключительно в порядке КАС РФ.

Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора

Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч.

органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении.

Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

В рубрике, посвященной Кодексу административного судопроизводства, уже освещены особенности:

Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ).

Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.

Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим

Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права.

Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта).

Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.

Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском.

К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

Особенности производства об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора.

Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней.

Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.

В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.

Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.

При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: http://iskiplus.ru/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Административное судопроизводство – это… Определение, задачи, принципы и виды

Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства (Романов А.А.)

Административное судопроизводство – это деятельность судов по рассмотрению споров граждан и организаций с органами власти. Она регулируется КАС и другими законами.

Понятие административного судопроизводства

Административное судопроизводство – это система рассмотрения споров, возникших на общих основаниях. На деле еще жива дискуссия о сущности и границах административного судопроизводства. Некоторые юристы считают, что его частью являются дела, подлежащие рассмотрению согласно КоАП.

На сегодняшний момент законодатель придерживается иной концепции, которая и реализована путем принятия КоАП и КАС.

Соотношение с гражданским процессом

К сожалению, по формальным признакам сферы действия гражданского и административного судопроизводства сейчас не разграничить. Как определить, к какой сфере относится дело с участием чиновников, если о нем не говорится в процессуальных кодексах?

В 2015 году было издано письмо ВС РФ с подписью председателя коллегии по гражданским делам.

В документе достаточно четко описано, к какой категории относить, например, пенсионные споры и дела о бездействии чиновников в вопросе постановке на жилищный учет.

Письмо вызвало резонанс в среде практикующих юристов, однако не учитывать его нельзя. К тому же оно заполнило серьезный законодательный пробел.

Административное дело

Административными делами считаются споры, возникающие между органами власти и гражданами либо организациями. В ст. 1 КАС дан полный перечень дел, которые относятся к административному процессу.

Что в него входит? Вопросы:

  • о нарушении избирательных прав;
  • об оспаривании законности действия или бездействия органа власти или военного управления, отдельного чиновника;
  • об оспаривании законности нормативного акта;
  • об оспаривании законности ненормативного акта (индивидуального действия, например, приказа о наложении взыскания на военнослужащего);
  • об оспаривании действий и бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о получении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства;
  • об обязанности уплаты налогов и налоговых санкций;
  • о законности существования СМИ, политических партий и религиозных организаций;
  • о депортации иностранцев или лиц без гражданства;
  • о госпитализации в психиатрическую или противотуберкулезную больницу.

Суды, рассматривающие административные споры

Административное судопроизводство – это деятельность судов всех уровней: мировых, районных, областных, краевых, республиканских и Верховного суда страны.

Основная масса дел рассматривается мировыми и районными судами в первой инстанции.

Истец обязан выбрать суд, исходя из места нахождения ответчика за исключениями, указанными в законе.

Первой инстанцией для некоторых дел служат суды второго уровня (суды области края, республики, города федерального значения). В некоторых случаях истцу дается право выбрать, в какой суд обращаться.

В систему судов административного судопроизводства включены лишь общие суды. Например, если коммерческая организация желает оспорить действия чиновника или органа власти или законность нормативно-правового акта, она обращается в арбитражный суд.

Налоговые споры с участием коммерческих организаций решаются также в системе арбитража. Т.е.

если экономическая деятельность предпринимателя или юридического лица затрагивается действиями чиновников, заявление рассматривают исключительно в арбитражном суде.

Принципы рассмотрения споров

Принципы административного судопроизводства – это базовые идеи, заложенные в систему производства. Это идеал, к которому надлежит стремиться. Они непосредственно изложены в кодексе. В перечень включены:

  • независимость суда;
  • равенство участников процесса перед законом;
  • обязанность суда разрешать споры, руководствуясь законностью и справедливостью;
  • рассмотрение споров в разумный срок и исполнение судебных актов, так же в разумный срок;
  • непосредственность разбирательства;
  • состязательность сторон;
  • гласность и открытость разбирательства;
  • активная роль суда.

Независимость суда и равенство сторон

Независимость означает исключение давления на суд со стороны участников процесса либо кем-то посторонним с целью повлиять на принятие решения.

Равенство означает равное положение, равный объем прав и обязанностей участников процесса.

Законность и справедливость разбирательства в разумные сроки

Законность – рассмотрение споров согласно положениям нормативно-правовой базы. Законность часто конфликтует со справедливостью, и их совмещение на практике постоянно вызывает проблемы.

Разумный срок – спор должен решаться в отведенные законом рамки. Так же должно исполняться и решение суда.

Непосредственность разбирательства, принцип состязательности и открытости

Непосредственность разбирательства – суд принимает решение исключительно на доказательствах, исследованных при участии сторон в судебном процессе. Запрещено использовать в деле доказательства, которые не рассмотрены в процессе.

Состязательность процесса – каждая сторона обязана обосновывать свои доводы и предоставлять доказательства.

Гласность и открытость дает право любому желающему посетить заседание суда, информация о процессе должна быть общедоступной, решение суда также должно находиться в открытом доступе.

Активная роль суда

Административное судопроизводство – это, прежде всего, особое положение суда в процессе.

Судья вправе выйти за рамки требований иска, истребовать доказательства и вызывать свидетелей на свое усмотрение без ходатайства сторон. Активная роль суда обосновывается фактическим неравенством гражданина и организации перед органами власти.

Цели административного правосудия

Задачи административного судопроизводства включают в себя несколько пунктов:

  • доступ к правосудию;
  • защита нарушенных прав и интересов граждан и организаций;
  • правильное рассмотрение споров в указанные сроки;
  • укрепление законности.

Доступ к правосудию означает отсутствие препятствий для обращения в суд, обжалования его решений и т. д.

Защита нарушенных прав – это то, что обычно служит поводом подачи иска. Интересы – некие гарантии, предоставленные государством, возможность реализации тех или иных прав.

Правильное и своевременное разрешение спора – выполнение судом всех норм закона в рамках сроков, предписанных законом, в ходе рассмотрения дела.

Укрепление законности – пресечение незаконных действий органов власти, чиновников, которые являлись предметом обращения в суд или были выявлены в ходе процесса.

Виды административного судопроизводства

КАС предусматривает две формы судебного разбирательства:

  • исковое производство;
  • выдача судебного приказа.

В первом варианте подается иск и разбирательство производится в судебном заседании. Выслушав доводы сторон и изучив представленные доказательства, судья принимает решение.

Судебный приказ выносится на основе заявления и приложенного к нему пакета документов. Решение выносится без вызова и участия сторон. Если судья согласился вынести приказ, его копия с приложенными материалами отправляется должнику. Предоставляется 10 суток на написание заявления о несогласии с приказом.

Источник: http://fb.ru/article/357378/administrativnoe-sudoproizvodstvo---eto-opredelenie-zadachi-printsipyi-i-vidyi

Административный процесс и административные производства

Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства (Романов А.А.)

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс – особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы.  Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл (административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс – регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

“Управленческая” концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения “управленческой” концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е.

    во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);

  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс – это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс – это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения.

Таким образом, административный процесс – урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Альтернативная структура административного процесса

Ряд авторов (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. – 175 с.

) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры – это упорядоченные в норма­тивном порядке действия органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция – процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция – судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

Понятие административного производства

Административное производство – определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Иначе: Административное производство – это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.

В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство – органическая часть процесса.

Виды административных производств по В.Д. Сорокину:

  1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
  3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  4. производство по делам о поощрениях;
  5. производство по делам об административных правонарушениях;
  6. производство по дисциплинарным делам;
  7. регистрационное производство;
  8. лицензионное производство;
  9. исполнительное производство.

Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

    • правотворческое производство;
    • правонаделительные производства;
    • правоохранительные производства (юрисдикционные).

Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:

    1. они осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел;
    2. они осуществляются преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (не меняет положения и то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты, например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях);
    3. материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 27 “Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.