+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Составляем положение о закупках в образовательном учреждении (Лунина О.)

Содержание

Положение о закупках по 223-ФЗ + образец на 2018 год

Составляем положение о закупках в образовательном учреждении (Лунина О.)

С 2011 года вступил в силу 223-ФЗ. Он регламентирует закупки, реализуемые отдельными типами заказчиков. Закон носит обобщенный характер, в нем не приводятся конкретные правила поведения контрагентов. В связи с этим организации, подпадающие под действие данного закона, должны приобретать товары и услуги в соответствие с разработанным ими положением о закупках.

Что представляет собой положение о закупках

Положением о закупках называется основной документ, регламентирующий закупочную деятельность организации. Только при наличии правильно оформленного положения заказчик имеет право приобретать товары и услуги, необходимые для обеспечения собственных нужд. Положение должно быть обязательно размещено в ЕИС. Делается это в течение пятнадцати дней с момента его утверждения.

При составлении этого документа организации должны руководствоваться нормами Гражданского Кодекса, Конституции России, а также 223-ФЗ. При этом учитываются и требования других нормативно-правовых актов, которые касаются проведения закупок. Обязанность разработки такого документа накладывается на заказчика в соответствии с частью 3 статьи 2 223-ФЗ. 

Никаких всеобщих шаблонов для составления положения не существует. Каждая компания разрабатывает его, исходя из собственных потребностей. Правительство же рекомендует ориентироваться на документы, разработанные министерствами страны. Они сформированы независимыми экспертами.

Положение о закупках должно содержать в себе подробные правила приобретения продукции и услуг у контрагентов. Прописываются способы выбора поставщика, критерии оценки поданных ими предложений и так далее. Включаются также сведения о закупочной комиссии. 

Для чего необходимо положение о закупках

Положение о закупках – это документ, который дает право организации приобретать необходимые товары и услуги. Если его нет, то заказчикам придется ориентироваться на нормы 44-ФЗ до момента составления положения.

Проведение закупок по требования положения и 223-ФЗ имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Компания получает возможность приобретать товары и услуги удобным для себя способом.
  2. Появляется возможность ужесточить или смягчить требования к потенциальным поставщикам.
  3. Удается оперативно вносить любые корректировки в план закупок.
  4. Заказчик может самостоятельно устанавливать сроки проведения закупочных процедур, выбирать критерии оценки потенциальных поставщиков.
  5. Компания получает возможность самостоятельно определять основания, необходимые для закупки товаров или услуг у единственного поставщика.
  6. Сократить количество жалоб в контролирующие органы путем уменьшения количества оснований для этого.

Правильно составленное положение поможет проводить закупки на максимально выгодных для заказчика условиях.    

Какие товары можно закупать, руководствуясь положением

Согласно 2232-ФЗ заказчик имеет право руководствоваться сформированным положением при проведении любых закупок, не входящих в список, указанный в части 4 статьи 1 закона. В перечень запрещенных входят:

  1. Ценные бумаги.
  2. Драгоценные металлы.
  3. Валюта.
  4. Продукция, реализуемая через товарные биржи.
  5. Услуги лизинга. 
  6. Услуги по проведению межбанковских операций.
  7. Проведение обязательного аудита.
  8. Продукция области военно-технического взаимодействия.

Полный список представлен в законе. Он является окончательным и не подлежит дополнению.

Какие организации обязаны составлять положение о закупках

Согласно действующему 223-ФЗ положение о закупках обязаны формировать и применять на практике следующие организации:

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Компании, относящиеся к естественным монополиям.
  3. Организации, работающие в области энергетики, газо, тепло и водоснабжения, оказывающие услуги по водоотведению, очистки сточных вод, утилизации бытовых отходов.
  4. Автономные компании.
  5. Хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых принадлежит Российской Федерации.
  6. Дочерние организации хозяйственных обществ, более 50% уставного капитала которых находится в собственности государства.

Исключением из этого списка становятся монополии, имеющие регулируемую сферу деятельности, и чья выручка от этой работы не превышает 10% от общей суммы за прошедший календарный год. 

Порядок составления и утверждения положения

Составление положения о закупках доверяется опытным сотрудникам, обладающим достаточным уровнем знаний. В случае отсутствия таких работников в штате, компания может привлечь независимых экспертов. Утверждение документа проводится руководящим органам. Конкретное лицо будет зависеть от типа организации. Возможны следующие варианты:

  • У ГУПов и МУП на документе должна стоять подпись руководителя.
  • В госкорпорациях положение визируется высшим органом управления.
  • У ООО документ подписывается общим собранием участников общества.
  • В хозяйственных обществах положение подписывается советом директоров.
  • У бюджетных учреждений на документе должна быть подпись учредителя.

В случае, если положение о закупках подписано не тем лицом, которое должно это сделать – организация-заказчик может быть привлечена к ответственности контролирующими органами.

На титульном листе утвержденного положения должна стоять надпись «Утверждено», указан завизировавший орган, а также приведены реквизиты документа, на основание которого была поставлена подпись, например, протокол общего собрания.   

Требования документа

Согласно пункту 2 статьи 2 223-ФЗ в положении о закупках должна быть освещена следующая информация:

  1. Правила проведения подготовительных операций к закупке.
  2. Регламент проведения закупочной процедуры.
  3. Особенности выбора типа закупочной процедуры.
  4. Правила заключения и реализации договора.

При разработке документа организация должна учитывать особенности своей деятельности. Учтены должны быть и нормативно-правовые акты, относящиеся к закупкам.  

Примерный план положения

Для того чтобы документ содержал все необходимые по закону сведения заказчикам рекомендовано придерживаться следующей структуры документа:

  1. Определения и используемые термины.
  2. Область применения документа.
  3. Последовательность процедуры подготовки к закупочной процедуре.
  4. Способы приобретения товаров и услуг.
  5. Требования, предъявляемые к участникам закупки.
  6. Условия применения и правила проведения закупочных процедур.
  7. Порядок оформления и реализации договора.

Согласно части 10 статьи 4 223-ФЗ в положении должны быть предусмотрены все требования к закупочной документации. Должно быть включено требование о приоритете товаров российского производства.

Скачать образец – типовую форму положения.

Внесение корректировок в положение о закупке

Организация, работающая в рамках 223-ФЗ, имеет право самостоятельно вносить корректировки в положение о закупках. Для того чтобы изменения вступили в силу, они должны быть опубликованы в ЕИС. Выкладывается два документа: обновленное положение, а также полный реестр всех внесенных корректировок. 

Обновленная документация подписывается усиленной квалифицированной подписью заказчика. Вносить коррективы организация может столько раз, сколько это необходимо. Никаких рамок по этому вопросу закон не определяет.  

При составлении и реализации положения о закупках заказчик должен четко соблюдать все требования законодательства. В противном случае на должностное лицо организации накладывается штраф в объеме от 20 до 30 тысяч рублей. Заказчик должен будет выплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/191-polozhenie-223

Закупки в образовательных организациях

Составляем положение о закупках в образовательном учреждении (Лунина О.)

статьи:

  • Создание планов закупок в школах
  • Осуществление закупок в образовательных учреждениях
  • Исполнение контракта по закупкам
  • Закупка в школах

Муниципальные образовательные учреждения (ОУ) покупают товары, заказывают услуги и работы за счет бюджетных средств, по Федеральному закону 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ).

С 10 января этого года в силу вступили положения Федерального закона №44-ФЗ по обоснованию, планированию и нормированию закупок в образовательных организациях.

Создание планов закупок в школах

Правительство, местные администрации и госорганы утверждают нормирование в сфере закупок в образовательных организациях согласно Общим правилам определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ.

Базовые требования к созданию, подписанию и ведению планов закупок для обеспечения нужд образовательной организации, отмечены постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.

План-график создается каждый год только на 12 месяцев, а заказчик должен утвердить его в течение десяти будних дней, после того как ОУ получило лимит бюджета, либо после того, как был подписан план финхоз работ.

Требования к размещению в ЕИС планов закупок в образовательных учреждениях для обеспечения внутренних нужд организации, а также размещение планов-графиков, утверждаются постановлением Правительства РФ.

Создание плана-графика на 2016 год должно осуществляться по структуре, с использованием инструментов, которые есть в программно-аппаратном комплексе ЕИС. В плане закупок, графиках, приглашениях участвовать в выборе поставщика образовательной организации, должен быть указан идентификационный код закупки в школе.

Он присваивается в порядке, который отмечен в приказе Минэкономразвития России от 29.06.2015 №422.  Советы по выбору и применению способов определения минимальной или максимальной цены, стоимости контракта, который подписывается с единственным поставщиком, отмечены в приказе Минэкономразвития России от 02.10.

2013 № 567.

Осуществление закупок в образовательных учреждениях

Школы при осуществлении закупок в образовательных организациях применяют конкурентные методы выбора контрагентов либо покупают необходимые товары (работы) у одного и того же контрагента.

Если два или более образовательных учреждений закупают одни и те же товары или работы, они могут вместе осуществлять конкурсы или аукционы.

Госорганы и органы местного самоуправления могут выполнять централизованные закупки в образовательных учреждениях, например, закупать учебники, аттестаты, тетради, пособия и справочники.

При создании проекта контракта на закупку в образовательных учреждениях нужно обратить внимание на такие нюансы:

  1. при подписании контракта на закупку в школах дается указание, что цена контракта – стабильна, и не меняется в течение всего срока выполнения контракта. В случаях, отмеченных в  постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 № 19, указывается примерная стоимость контракта либо формула расчета цены контракта, которые устанавливаются ОУ в документации о закупках в образовательных учрежедниях;
  2. В контракте указываются нюансы ответственности поставщика и заказчика за невыполнение либо недостаточное выполнение обязательств по контракту.

Размер штрафов за ненадлежащее выполнение обязательств, а также размер пени за просрочку выполнения обязательств, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Основные положения, которые включаются в проект контракта о закупке в образовательных учреждениях для установления размеров пени и штрафа, а также условия снижения суммы оплаты по контракту, указаны в письме ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14.

Правовые акты РФ могут запрещать допуск товаров, созданных в иных государствах. Это же может касаться работ и услуг, предоставляемых иностранными гражданами.

Заказчики оценивают заявки и предложения контрагентов по закупку в образовательных организациях, включая максимальные величины каждого фактора.

Исполнение контракта по закупкам в образовательных учреждениях

Чтобы проверить результаты, которые предоставляет контрагент, заказчик должен провести экспертизу исполнения контракта. В случаях, предусмотренных законом № 44-ФЗ, экспертиза может осуществляться силами самого заказчика, без привлечения сторонних исполнителей.

Правительством установлено положение о создании и размещении в ЕИС в сфере закупок в образовательных учреждениях отчета о выполнении госконтракта или об отдельных этапах выполнения контракта по закупке в школе.

Условия написания отчета о закупках в школе у малого бизнеса и некоммерческих организаций, размещения отчета в ЕИС, а также форма отчета о количестве закупок в образовательных организациях, указаны в постановлении Правительства РФ от 17.03.2015 № 238.

Квалификация заказчика в закупках для школ

Контрактная система в разрезе закупок в образовательных учреждениях требует осуществления такой деятельности на профессиональной основе, с использованием услуг квалифицированных работников, которые имеют теоретические и практические знания в сфере закупок в школах.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.

Закупка в школах по Закону № 223-ФЗ

Автономные ОУ выполняют закупки товаров и услуг в школе в соответствии с  Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бюджетные школы при наличии положения о закупке в образовательных учреждениях, принятого и размещенного до начала 2016 года в ЕИС, могут выполнять закупки в образовательных организациях в порядке, указанном ФЗ № 223:

  1. за счет грантов, которые передаются безвозмездно юридическими и физическими лицами; за счет грантов, которые выдаются на конкурсной основе из бюджета Российской Федерации;
  2. в виде исполнителя по контракту, если на основании договора привлекаются другие лица для поставки закупок, выполненных работ, которые нужны для выполнения обязательств, предусмотренных данным контрактом;
  3. за счет средств, которые получены от иной деятельности, приносящей школе доход.

Положение о закупке в образовательном учрежении – это документ, который нормирует закупки в школах и содержит требования к закупке в образовательной организации. В постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 № 616  есть перечень работ, услуг и товаров, приобретение которых доступно в электронном виде.

Главной особенностью закупки в образовательных организациях является ее информационная открытость. Она осуществляется посредством размещения информации в ЕИС. До того, как ЕИС будет введена в эксплуатацию, все документы должны размещаться на сайте www.zakupki.gov.ru.

Документы и сведения о закупках в образовательных организациях, сроки их выкладки в реестре договоров, определены Правилами ведения реестра договоров, которые были подписаны контрагентами по результатам закупки в образовательных организациях.

В постановлении Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 указаны правила направления информации о недобросовестных контрагентах в закупках в школах в органы власти, ведущие соответствующий реестр. 

Источник: https://www.menobr.ru/article/59917-qqe-16-m7-zakupki-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah

Типовое положение о закупке: практическое применение

Составляем положение о закупках в образовательном учреждении (Лунина О.)

Образовательным организациям надо разработать, утвердить и разместить в интернете Положение о закупке. Речь идет о бюджетных учреждениях, которые хотят проводить закупки по нормам Закона № 223‑ФЗ.

В помощь им Минобрнауки России разработало Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг. Рассмотрим, как его применить на практике.

Ситуацию комментирует эксперт по госзакупкам, автор журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Типовое положение о закупке для учреждений

Образовательным организациям надо разработать, утвердить и разместить в интернете Положение о закупке. Речь идет о бюджетных учреждениях, которые хотят проводить закупки по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

В помощь им Минобрнауки России разработало Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг (приведено в письме от 16 января 2014 г. № ДЛ-21/03). Рассмотрим, как его применить на практике.

Ситуацию комментирует эксперт по госзакупкам, автор журнала «Учет в бюджетных учреждениях» Александр Бурков.

Основные требования к Положению о закупке

В случае если бюджетное учреждение принимает самостоятельное решение о выводе части своих закупок из области применения Закона о контрактной системе (Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ), оно направляет собственный вариант Положения о закупке на утверждение своему учредителю.

Таково требование пункта 6 части 3 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Утвержденное Положение должно быть опубликовано на официальном сайте для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до 1 апреля 2014 года.

Информация о закупке по нормам Закона № 223-ФЗ размещается на официальном сайте в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Такова организационная сторона проблемы.

Практика разработки аналогичных документов юридическими лицами, на которые распространяются требования Закона № 223‑ФЗ (в том числе автономными учреждениями, ГУП и МУП), а также опыт проведения проверок закупочной деятельности таких лиц органами антимонопольного регулирования и прокуратуры представляет собой очень интересный предмет самостоятельного развернутого исследования. В данной статье речь пойдет исключительно о предлагаемом шаблоне Положения о закупке.

Сами по себе требования Закона № 223‑ФЗ к Положению о закупке крайне ограниченны. Статья 2 Закона № 223‑ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ, услуг» по своей сути устанавливает, что Положение о закупке – документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и  содержит:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки);
  • условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Все иное включается в Положение на усмотрение заказчика. Разумеется, Положение о закупке не может противоречить крайне немногочисленным ограничительным требованиям Закона № 223‑ФЗ.

Структура Типового положения о закупке

Типовое положение состоит из семи разделов и приложения:

I. Общие положения. II. Порядок подготовки процедур закупки. III. Способы закупки и условия их использования. IV. Требования к участникам закупки. V. извещения о закупке и документации о закупке. VI.

Порядок проведения процедур закупки. VII. Порядок заключения и исполнения договора.

В приложении к Типовому положению содержится порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений.

Прокомментируем каждый из разделов.

Раздел I Типового положения о закупке
«Общие положения»

В Типовом положении о закупке этот раздел воспроизводит нормы статьи 15 Закона о контрактной системе для бюджетных учреждений. То есть в нем перечислены случаи, когда положения Закона № 223‑ФЗ для таких учреждений применимы в принципе.

Раздел II Типового положения о закупке
«Порядок подготовки процедур закупки»

Он также начинается с перечисления общих норм Закона № 223‑ФЗ в части необходимости размещения планов закупок (обычного и инновационного), потом сразу переходит к теме создания закупочных комиссий без объяснения смысла этих действий.

На практике закупочные комиссии создаются для реализации принципа коллегиальности принятия тех или иных решений (в комментируемом документе нет ни определения целей закупок, ни перечня решаемых задач для достижения поставленных целей, ни принципов решения этих задач).

Раздел III Типового положения о закупке
«Способы закупки и условия их использования»

Здесь перечислены, по сути,  те же способы, что и в Законе о контрактной системе. При этом порядок применения способов поставлен в зависимость от начальной цены контракта (проектом пороговые значения не определены).

Отсутствует важный акцент на приоритет торговых процедур (конкурса и аукциона). Разделение предметов закупки на простые (закупка аукционом или запросом цен) и сложные (закупка конкурсом или запросом предложений) не конкретизировано.

Полностью отсутствуют правила описания объекта закупки (частый предмет нареканий к заказчику на ограничение конкуренции со стороны контролирующих органов).

Раздел IV Типового положения о закупке
«Требования к участникам закупки»

По сути, это копия аналогичного раздела Закона о контрактной системе, но с важной оговоркой. Непонятен перечень случаев закупки, допускающих применение дополнительных требований к участнику (квалификация, репутация), и порядок подтверждения участником соответствия таким требованиям (это касается и обязательных требований).

Раздел V Типового положения о закупке
« извещения о закупке и документации о закупке»

Этот раздел добросовестно воспроизводит положения статьи 4 «Информационное обеспечение закупки» Закона № 223‑ФЗ.

Раздел VI Типового положения о закупке
«Порядок проведения процедур закупки»

Этот раздел заявлен чисто номинально. В нем перечислены случаи закупок:

  1. закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  2. закупка путем проведения запроса цен;
  3. закупка путем проведения запроса предложений;
  4. закупка путем проведения аукциона;
  5. закупка путем проведения конкурса;
  6. закрытые процедуры закупки.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3552-tipovoe-polojenie-o-zakupke

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.