+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Специальная оценка условий труда (Марова О.)

Содержание

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (Марова О.)

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно – как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица – от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации – от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% – для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Почему необходимо провести СОУТ на предприятии

Проведение Специальной Оценки рабочих мест на предприятии является обязательным  для  каждого работодателя в соответствии с 212 статьей Трудового Кодекса Российской Федерации.

Согласно закону ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда», СОУТ необходимо провести для всех рабочих мест на предприятии, за исключением надомников.

Качественные измерения и полный пакет документов по СОУТ, который Вы получите по результатам работы, позволит избежать административной и уголовной ответственности, штрафа до 80 000 рублей за каждое рабочее место, на котором не была проведена СОУТ, а также многочисленных проверок со стороны Государственной Инспекции по Труду и Прокуратуры.

Важно: С 2014 года на смену знакомой услуги – аттестация рабочих мест по условиям труда, пришла специальная оценка условий труда организации. Основными регламентирующими документами для проведения СОУТ стали:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.
  • Федеральный закон № 421-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда».


Какие преимущества дает проведение СОУТ на предприятии

  • Уменьшение выплат в ФСС до 40%
  • Возможность проходить медосмотры и лечение за счет средств ФСС
  • Избежание штрафов за нарушение трудового законодательства
  • Уменьшение ответственности при несчастном случае на производстве
  • Уверенность в соблюдении законодательства РФ по охране труда

Порядок проведения Специальной Оценки Условий Труда

Перед началом проведения СОУТ на предприятии создается комиссия из сотрудников компании, которую возглавляет, как правило, работодатель. Комиссия должна утвердить перечень рабочих мест. Далее изучаются организации для проведения СОУТ, такая организация должна соответствовать всем требованиям закона ФЗ-426.  Подписывается договор.

Спецоценка условий труда проводится в соответствии с приказом Минтруда России №33Н. Эксперт компании – исполнителя проводит идентификацию рабочих мест, сопоставляет вредные факторы, имеющиеся на рабочем месте с классификатором проведения специальной оценки условий труда, изучает оборудование, материалы, сырье, проводит измерения, анализирует ранние данные измерений.

На все рабочие места, на которых не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, или по результатам исследований установлен допустимый класс условий труда, составляется декларация соответствия  (декларация по СОУТ).

Периодичность проведения СОУТ

Для предприятий с выявленными вредными условиями труда, СОУТ необходимо проводить раз в 5 лет.

Если на предприятии не выявлено вредных факторов, то есть на все рабочие места составлена декларация, то через пять лет (при отсутствии, к примеру, несчастных случаев, смены оборудования и др.) она продлевается еще на 5 лет. То есть, в этом случае, Специальная Оценка рабочих мест проводится раз в 10 лет.

Кроме того, иногда возникает необходимость во внеплановом проведении Специальной Оценки Труда. Основания для нее могут быть следующие:

  • Появилось новое рабочее место.
  • Поменялось оборудование.
  • По предписанию инспектора по труду.
  • После несчастного случая.

Работодатель не может уклониться от внепланового проведения СОУТ, так как это является нарушением закона.

Порядок заказа СОУТ

Для того чтобы заказать СОУТ, Заказчик должен предоставить штатное расписание.

На основании штатного расписания мы поможем правильно рассчитать точное количество рабочих мест, подлежащих СОУТ, и составим индивидуальное коммерческое предложение. Уже на этом этапе, Заказчик, с нашей помощью, сможет сэкономить до 20% за счет правильного расчета рабочих мест.

Необходимость предоставления дальнейших документов разъясняется в процессе работы.

Документы, оформляемые по результатам Специальной Оценки Условий Труда

  • Отчет о проведении Спецоценки
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Карты специальной оценки условий труда
  • Перечень рабочих мест
  • Сводная ведомость результата спецоценки
  • Заключение эксперта

Почему именно мы

  • Большой опыт. Работаем на рынке оказания услуг в области охраны труда с 2007 года. У нас работают только опытные и квалифицированные эксперты, имеющие сертификаты. СОУТ проводим с 2012 года.
  • Выезжаем для проведения Специальной Оценки Условий Труда по всей России.
  • Конкурентные цены за счет большого количества заказов. Проведение СОУТ на предприятии от 600 руб. Гибкая ценовая политика.
  • Наличие СОБСТВЕННОЙ аккредитованной измерительной лаборатории позволяет делать качественные замеры, отвечающие всем нормативным требованиям.

Проведение СОУТ выполняет компания “Ростехэксперт”, входящая в группу компаний “ЦОПО”.

Компания “Ростехэксперт” зарегистрирована в Федеральной службе по аккредитации в качестве испытательной лаборатории, имеет аттестат аккредитации номер RA.RU.21AP93 выдан 23 августа 2017 г.

Внесена в реестр Минтруда и социальной защиты как организация, проводящая специальную оценку условий труда под регистрационным номером № 490 от 12.10.2017 г.

Полезная информация

Что такое СОУТ? Как сэкономить, заказывая СОУТ? Фото выездов по СОУТ

звоните по телефону 8 (800) 505-5925 – звонок по России бесплатный

Более подробную информацию о выполнении услуг и консультации можно получить у менеджера.

e-mail: rt-expert@mail.ru, тел.: 8 (926) 170-59-25, 8 (4967) 55-59-25 

Источник: https://www.copo.ru/sout

Что такое специальная оценка условий труда? Это… Закон 426-ФЗ

Специальная оценка условий труда (Марова О.)

Проведение специальной оценки трудовых условий является важнейшим принципом функционирования любого предприятия. В этой статье будет рассказано о порядке осуществления контрольно-оценочных работ на промышленных объектах.

Специальная оценка условий труда: что это такое?

Оцениванием трудовых условий именуется комплекс специальных мероприятий, направленных на качественную идентификацию опасных и вредных факторов производства и трудового процесса.

По итогу проверки может оказаться, что имеющиеся на производственном объекте условия труда не соответствуют установленным правительством нормативам.

В этом случае представители проверяемой организации будут должны реализовать определенный ряд мер, направленных на устранение вредных производственных факторов.

По итогу проверки предприятиям присваиваются специальные классы или подклассы, благодаря которым можно определить степень несоответствия условий труда установленным нормативам.

Правовая основа

Представленный процесс должен регулироваться законодательно. Самый важный нормативный акт, который стоило бы здесь выделить, – это 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения, возникающие между представителями проверяемой организации и непосредственно самими экспертами, осуществляющими контрольно-оценочную деятельность.

Представленным федеральным законом определяются организационные основы прав, ответственности и обязанностей участников оценивания.

Стоит отметить, что ФЗ № 426 “О специальной оценке условий труда” – это далеко не единственный нормативный акт, закрепляющий условия и принципы функционирования оценочных работ на том или ином предприятии. Существует еще российский Трудовой кодекс, а также отдельные нормативные акты локального уровня.

Отдельно необходимо выделить важную норму, закрепленную в статье № 2 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”. Здесь указан принцип приоритета международного права перед национальным. Рассматриваемый нормативный акт, таким образом, должен соответствовать еще и международным нормам.

О полномочиях и обязанностях работодателей и работников

В рассматриваемом законопроекте закрепляются правила поведения для работодателей и работников в тех случаях, когда их организация подвергается оценочной экспертизе. Вот какими правами обладают работодатели:

  • возможность проводить внеплановые процедуры оценивания условий труда;
  • право требовать от инстанции, которая осуществляет проверку, обоснования результатов оценивания;
  • право требовать документы, подтверждающие статус контрольно-оценочной организации;
  • возможность обжаловать результаты проверки.

А какими обязанностями обладает работодатель? Закон гласит о необходимости предупреждать работников о проведении оценивания условий труда, а также о реализации мер, направленных на улучшение существующих условий.

Сам работник также обладает определенными правами.

Здесь стоит выделить возможность присутствовать при проведении проверок, право на обращения к работодателю или эксперту, проводящему оценивание, а также возможность обжаловать результаты контрольно-оценочной деятельности. Работник обладает, помимо всего прочего, одной очень важной обязанностью. Речь идет о необходимости знакомиться с результатами оценивания трудовых условий.

О полномочиях и обязанностях контрольно-оценочных организаций

Какими правами и обязанностями наделена инстанция, осуществляющая специальное оценивание трудовых условий? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6 рассматриваемого нормативного акта. Так, организация имеет право:

  • на отказ осуществлять свою профессиональную деятельность, если при ее проведении возникает угроза жизни и здоровью;
  • на обжалование предписаний исполнительных органов власти, уполномоченных в сфере государственного надзора.

А какими обязанностями обладает представленная организация? Здесь стоит отметить:

  • предоставление по требованию работодателя итогов оценочных работ;
  • качественное применение специальных измерительных средств;
  • предоставление работодателю отказа в проведении проверки, если последний не передал всю необходимую документацию.

И все же, что это такое – специальная оценка условий труда? Несложно догадаться, что это совокупность большого количества обязанностей как одних участников рассматриваемых правоотношений, так и других.

О подготовке к проведению специальной оценки условий труда

Оценивание трудовых условий – процесс, на самом деле, очень сложный и весьма продолжительный. Именно поэтому на его подготовку может уходить большое количество сил и времени. Но как спланировать все таким образом, чтобы контрольно-оценочные работы прошли быстро и эффективно? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 9 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Работодатель должен сформировать комиссию. График ее работы, стоимость проведения работ – все эти и многие другие моменты фиксируются в договоре. Комиссией руководит либо сам работодатель, либо его представитель. Составляется список рабочих мест, подлежащих проверке и оцениванию. Как только такой перечень будет готов, появится возможность приступать к работе.

О проведении специального оценивания

Что еще можно сказать о специальной оценке условий труда? Что это такое и как данный процесс функционирует? Статья 8 рассматриваемого нормативного акта гласит, что все обязанности по финансированию и организации оценивания возлагаются на работодателя. Весь процесс должен строго соответствовать установленным в законах нормам и не реже, чем один раз в пять лет. Для чего выходит соответствующий приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец см. ниже на фото).

Как уже было сказано, основной целью рассматриваемого процесса является идентификация опасных и вредных факторов производственного характера. При достижении этой цели важно учитывать:

  • результаты ранее проведенных проверок;
  • качество оборудования на производстве;
  • предложения, жалобы и пожелания работников организации, в отношении которой проводится контрольно-оценочная деятельность;
  • частота случаев травматизма на проверяемом предприятии;

ФЗ “О специальной оценке условий труда” гласит, что по итогу проведения проверки должен быть составлен специальный документ с результатами оценивания. Что с этим документом следует делать?

Статья 7 рассматриваемого нормативного акта гласит, что результаты специальной оценки условий труда должны применяться для следующих типов деятельности:

  • осуществление контрольных функций за состоянием трудовых условий;
  • информирование трудящихся лиц о возможных рисках;
  • планирование и качественная реализация мероприятий, целью которых является улучшение трудовых условий;
  • расчет дополнительных страховых тарифов;
  • подготовка статистических данных;
  • привлечение медицинских работников для решения проблем у заболевших от условий труда работников;
  • анализ и урегулирование разногласий, которые связаны с безопасностью трудовых условий и т. д.

Результатом проведения оценивания условий труда может также стать составление специальной классификации. Именно об этом и будет рассказано далее.

О классификации трудовых условий

Статья 14 ФЗ “О специальной оценке условий труда” закрепляет основные виды классов и подклассов, которые могут присваиваться предприятиям по итогам контрольно-оценочных работ. Всего существует четыре класса.

Четвертый класс включает в себя условия труда с очень высоким уровнем опасности. Особенностью этой группы является наличие факторов, способных угрожать жизни работника.

Третий класс присваивается предприятиям, вредные условия труда на котором могут угрожать организму и, соответственно, здоровью работника. Здесь имеются 4 степени, они же подклассы третьего класса.

Первая степень касается предприятий с трудящимися лицами, которые более суток не могут восстановиться после рабочей смены. Вторая степень присваивается организациям, если у работающих там лиц имеются легкие профессиональные заболевания.

Третья и четвертая степень касаются, соответственно, опасных для трудоспособности профессиональных заболеваний.

Второй класс является самым распространенным среди промышленных предприятий. Характеризует он условий труда, при которых человек может восстановиться менее чем за сутки. Первый же класс присваивается предприятиям с полным отсутствием вредных трудовых условий, либо с ничтожным их количеством.

Государственная информационная система оценивания

Специальная оценка условий труда организации не проходит бесконтрольно. Согласно статье 18 рассматриваемого нормативного акта, существует специальная система информационного учета сведений об участниках контрольно-оценочной деятельности. Так, в отношении работодателя и его организации в системе должна быть указана следующая информация:

  • наименование лица;
  • место нахождения, ИНН, номер гос. регистрации, код по классификатору типов экономической деятельности;
  • количество рабочих мест;
  • распределение классов и подклассов условий труда;
  • информация об изменении специальной оценки трудовых условий, если проводились повторные контрольные мероприятия.

Должны быть указаны сведения и о рабочем месте. Так, в информационной базе хранятся данные:

  • о числе трудящихся лиц;
  • о распределении классов;
  • о коде работников и об их ИНН;
  • об основаниях для формирования прав работников и т. д.

Оператором информационной системы является российское правительство.

Кто проводит оценку?

Организации, имеющие специальное удостоверение на проведение оценочной деятельности того или иного предприятия, должны быть внесены в государственный реестр соответствующих инстанций, а сведения о них обязаны передаваться в информационную систему, о которой было рассказано выше.

Как ни сложно догадаться, оценочные функции осуществляют специально уполномоченные эксперты. Это физические лица, прошедшие аттестацию и имеющие сертификат на право выполнения работ. Требования к экспертам довольно простые:

  • наличие высшего образования;
  • наличие практического опыта.

Все эксперты обладают независимостью. Надо сказать, это важнейший принцип всей контрольно-оценочной деятельности. Именно о нем и будет рассказано далее.

О принципе независимости

Что это такое – специальная оценка условий труда? Это, в первую очередь, независимый и очень сложный процесс, контролировать который может только государство. В чем заключается независимость контрольно-оценочных инстанций? Закон гласит, что процедуры оценивания условий труда не могут осуществляться следующими лицами и органами:

  • должностные лица исполнительной власти;
  • учредители и работодатели самой проверяемой организации;
  • эксперты, являющиеся близкими родственниками учредителей и работодателей проверяемой организации.

Несложно догадаться, что принцип независимости сформирован законом для предупреждения возможных коррупционных преступлений. Как известно, любые проявления коррупции, тем более во время осуществления столь важных процессов, могут повлечь за собой ухудшение трудовых условий. Ухудшение же условий труда с высокой долей вероятности повлечет за собой человеческие жертвы.

О государственном контроле и экспертизе оценочных работ

Исполнительный орган власти федерального уровня должен контролировать соблюдение требований рассматриваемого законопроекта. Специальные инспекции труда, создаваемые государственными инстанциями, должны периодически проверять организации, которые осуществляют оценочные работы.

Отдельно стоит выделить проведение специальной экспертизы, которая проводится исполнительными властными органами. Контрольно-оценочные организации, не удовлетворяющие требования экспертизы, могут лишиться специальной лицензии на осуществление трудовой деятельности.

Источник: http://fb.ru/article/327912/chto-takoe-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-eto-zakon--fz-o-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda

Книга Специальная оценка условий труда (СОУТ) в системе трудовых отношений читать онлайн бесплатно, автор А. В. Липин на Fictionbook

Специальная оценка условий труда (Марова О.)
Скачать полностью

СОУТ – специальная оценка условий труда

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

РФ – Российская Федерация

Президент РФ – Президент Российской Федерации

Правительство России – Правительство Российской Федерации

Субъект РФ – Субъект Российской Федерации

чел. – человек

млн – миллион

млрд – миллиард

ст. – статья

п. – пункт

ч. – часть

п/п – подпункт

Введение

Принятие новых законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, создание системы специальной оценки условий труда (СОУТ) в организациях, реализация механизмов экономического стимулирования работодателя к обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников определили цели настоящей работы, основной задачей которой является организация методической и практической помощи организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, при проведении СОУТ.

Как показывает международная и отечественная практика, уровень производственной опасности для профессиональной деятельности людей не только не уменьшается, но постоянно расширяется.

По оценке специалистов Международной организации труда (МОТ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существуют более 150 классов профессиональных рисков и приблизительно 1000 видов, которые являются источником постоянной реальной опасности для 2000 различных профессий.

Согласно оценкам МОТ в мире ежегодно происходит 270 млн несчастных случаев на работе, из них 350 тыс. – со смертельным исходом. При этом регистрируется около 160 млн профессиональных заболеваний

Предприниматели зарубежных стран с развитой экономикой давно убедились, что охрана труда – один из действенных рычагов, способствующих повышению эффективности производства, и на эту сферу денег не жалеют. И в нашей стране охрана труда безусловно должна войти в число приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.

Жизнь и здоровье людей на производстве подвергаются постоянной опасности в результате старения основных производственных фондов, возникновения аварий, вредных выбросов и отравлений.

Для решения поставленной Президентом РФ задачи создать в ходе модернизации экономики страны 25 млн рабочих мест нового качества необходимо пересмотреть требования к условиям и безопасности труда.

От того, как организован труд, зависит использование применяемых орудий труда, качество выпускаемой продукции, себестоимость, а также общая культура производства Высокоэффективное, высокотехнологичное, продуктивное рабочее место должно обеспечивать достойную заработную плату работнику и возможность содержать нормально себя и свою семью

Следует отметить, что управление охраной труда в Российской Федерации переживает непростое время, так как абсолютные показатели травматизма остаются достаточно высокими. Сегодня государство платит высокую цену, измеряемую человеческими жизнями и утратой здоровья трудящихся, за каждую тонну угля, нефти, чугуна, стали, сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, за каждый станок.

В целом по стране ежедневно травмируются на производстве порядка 90 человек и 7 погибают в результате несчастных случаев. По видам экономической деятельности лидируют строительный комплекс, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Из общего числа впервые признанных инвалидами более 20 % утрачивают трудоспособность в возрасте 45–50 лет.

Несмотря на наметившуюся положительную динамику снижения случаев профессиональных заболеваний, Россия по уровню этого важнейшего показателя занимает 24-е место в Европе.

Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастных случаев, отравлений и травм) в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах.

Число занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, ежегодно увеличивается и превысило в 2014 г одну треть против одной четверти в 2006 г.

На предприятиях добывающих видов экономической деятельности (нефть, газ, руда), металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности до 80 % рабочих мест относятся к производствам с тяжелыми и вредными условиями труда.

При этом с каждым годом почти на 7 тыс. человек увеличивается количество работников с диагнозом «профессиональное заболевание».

Особую тревогу и озабоченность вызывает состояние условий труда работающих. Необходимость проведения специальной оценки этих условий (СОУТ) не добрая воля предпринимателя, а законодательно закрепленная обязанность.

Руководитель должен осознавать, что безопасные условия труда берегут здоровье работников, и они меньше болеют, им реже приходится перечислять различные компенсационные выплаты, предоставлять дополнительные отпуска.

Для организаций, где эта работа проводится своевременно, появляются основания для корректировки, меняется система отчислений в фонд социального страхования в выгодную для них сторону.

Проблема повышения экономической ответственности за создание безопасных условий труда приобретает особое значение в связи с утверждением Указом Президента РФ от 09.10.2007. № 1351 Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 г.

в которой подчеркивается, что развитие демографических процессов без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны и прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Принимаемые меры, к сожалению, малоэффективны, о чем свидетельствует статистика выявляемых нарушений законодательства об охране труда.

Законодательство о СОУТ и проведение процедуры декларирования позволят создать правовые механизмы, экономически подталкивающие работодателей к улучшению условий труда, а также полностью освобождающие от уплаты дополнительных страховых взносов в случае обеспечения безопасных условий труда на предприятии. Правильная организация проведения специальной оценки позволит наметить и реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников.

Пособие разработано с учетом требований основных законодательных и иных нормативных правовых актов (Приложение № 1). В нем разъясняется порядок подготовки к проведению, проведения и оформления результатов СОУТ на рабочих местах.

Авторы рассматривают вопросы, связанные с законодательными и нормативными документами по СОУТ, методическими рекомендациями по ее проведению, а также с реформированием системы предоставления компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Издание рекомендовано для использования в с работе специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, государственного надзора и контроля, по государственной экспертизе условий труда, исполнительными органами ФСС РФ, профсоюзными организациями, а также работодателями и членами комиссий организаций, которые проводят работу по СОУТ.

1.1. Общие положения

В статье 209 ТК РФ сказано: “Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работающих”.

Однако конкретная работа по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости невозможна без точного знания условий труда и всех неблагоприятных факторов на каждом рабочем месте.

Федеральным законом от 28.12.

2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» эта оценка определяется как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По сути, СОУТ представляет собой систему комплексного качественного и количественного анализа профессиональных рисков для работника и объективную оценку условий труда на конкретном рабочем месте с целью последующей разработки конкретных рекомендаций по устранению опасных и (или) вредных условий труда, а также мероприятий по предупреждению обусловленных условиями труда производственного травматизма и заболеваемости.

СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В данной работе авторы рассматривают вопросы, связанные с законодательными и нормативными документами по СОУТ, методическими рекомендациями по ее проведению, а также с реформированием системы предоставления компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Длительное время гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставлялись на основании:

Источник: https://fictionbook.ru/author/a_v_lipin/specialnaya_ocenka_usloviyi_truda_sout_v/read_online.html

Специальная оценка условий труда: вредность станет редкостью?

Специальная оценка условий труда (Марова О.)

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) содержит множество статей, в которых речь идет о вредных условиях труда. За работу в них предусмотрены гарантии и компенсации — молоко или лечебно-профилактическое питание, повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, льготная пенсия.

Лица, поступающие на работу во вредных условиях труда, должны проходить предварительные медицинские осмотры, в течение всей трудовой деятельности — периодические. Таким работникам полагается бесплатная выдача смывающих и обезвреживающих средств, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

Однако определения понятию «вредные условия труда» ТК РФ не дает, при этом его толкование у чиновников, работников и экспертов различаются. На неверных представлениях о вредных условиях труда ловко спекулируют все — начиная от работников, заканчивая чиновниками, профсоюзными лидерами и аттестующими организациями.

Давайте разберемся, что собой представляют вредные условия труда.

Вредные условия труда в СССР

От нормативно-правовой базы СССР нам достались всевозможные списки и перечни работ и профессий с вредными условиями труда, которые предусматривают получение работниками различных льгот, гарантий и компенсаций. Страны нет уже больше 20 лет, но очень многие работники до сих пор ассоциируют вредные условия труда именно с этими советскими списками и перечнями. На чем же основывались их разработчики?

В СССР понимание вредных условий труда было другим, нежели сейчас.

Наша справка. Согласно Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса), утвержденной Минздравом СССР 12.08.

1986, вредные и опасные условия труда — это условия и характер труда, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и (или) нарушению здоровья работающих.

Вредными условиями труда считалась возможность (вероятность) превышения предельно допустимых значений производственного фактора. В этой связи становится понятной логика составления списков и перечней вредных и опасных работ.

Приведем выдержки некоторых из них. Так, при выполнении следующих работ устанавливались доплаты за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы гособразования СССР:

– обслуживание холодильных установок, работающих на аммиаке, хлоре и других хладагентах на основе химических веществ 2–4 классов опасности;

– нанесение на поверхности штукатурного раствора вручную, затирка поверхности вручную;

– гибка листов из стали, алюминиевых сплавов любой толщины и формы на прессах, станках и гибочных вальцах в холодном состоянии;

– работа в клинико-диагностических лабораториях (анализ мочи, кала, мокроты и т. д.).

Доплаты рабочим за условия труда на предприятиях по производству музыкальных инструментов могли устанавливаться при выполнении следующих работ:

– гнутье заготовок и деталей музыкальных инструментов из дерева горячим способом на гнутарных приспособлениях вручную;

– нанесение рисунка или орнамента на музыкальные инструменты с применением нитрокрасок;

– натяжка струн из красно-медной проволоки вручную;

– сборка язычковых музыкальных инструментов с оклейкой деталей с применением синтетических клеев, содержащих винилацетат, уксусную кислоту и дибутилфталат.

Выполнение таких работ должно было производиться в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами. Но никтоне мог исключить возможность ихнарушения.

Работы, при осуществлении которых такая возможность имела место быть, объединяли в списки и перечни для различных отраслей и производств, условия труда на таких работах считались вредными.

В каждом из подобных документов было условие: ежегодно списки и перечни должны пересматриваться в связи с проведением мероприятий по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий.

В случае улучшения условий труда объем компенсаций должен был уменьшаться или отменяться полностью.

Казалось бы, все логично: страна развивалась, автоматизировались технологические процессы, совершенствовалось производственное оборудование, рабочие места оснащались средствами коллективной защиты, при этом размер и количество списков не уменьшались, а увеличивались.

Стоило только какой-либо профессии или виду работ попасть в список, как работники, имеющие к ним отношение, до конца своей трудовой деятельности получали «железобетонную» вредность условий труда. Иными словами, вредные условия труда в СССР — это условия труда работников, труд которых, так или иначе, подпадал под действие списков и перечней.

Такая «списочная вредность» была актуальна именно для того времени, т. к. в СССР имелся только один работодатель — государство.

И, если представить себе страну одним большим заводом, все становится логично: «государство-работодатель» выделяло в своем «государстве-заводе» определенные работы и профессии, называло условия труда на них вредными, тяжелыми или особыми и предоставляло работникам этих профессий различные, выражаясь современным языком, бонусы — доплаты, дополнительные отпуска, сокращенную рабочую неделю, молоко и прочие льготы.

Вредные условия труда в Российской Федерации в период 1991–2013 гг.

После распада СССР, помимо государства, появились другие работодатели. И советский подход к определению вредных условий труда стал неактуальным. Толкование данного понятия изменилось.

Наша справка.

Источник: https://www.profiz.ru/sec/2_2015/sout/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.