Страховые взносы с 2017 года. О новых правилах исчисления и уплаты (Лермонтов Ю.)
Минфин занялся страховыми взносами: что изменится в схемах
С нового года страховые взносы исчисляют, уплачивают и проверяют по новым правилам. Плательщики привыкают к установленному кодексом порядку, ищут сходство и различия по сравнению с прежним.
К июню вышло несколько разъяснений Минфина и ФНС России. Чиновники обратили внимание на выгодные и невыгодные для плательщиков взносов изменения. Необходимость в разъяснениях возникла из-за неясности переходных положений закона и изменений в судебной практике. Мы рассмотрели, в чем заключаются новшества и как они отразятся на способах оптимизации страховых взносов.
Главное в статье СкрытьСоциальная природа и предназначение прежние, а нормы новые
Начинается новая жизнь страховых взносов по главе 34 НК РФ с того, что они полностью отделены от начислений до 2017 года. Плательщики взносов, лицевые счета остались те же. Но администрируют «старые» и «новые» взносы по разным правилам. На это обратил внимание Минфин России в письме от 01.03.17 № 03-02-07/2/11564. И объяснил причины пяти «нельзя» в зачетах взносов.
Нельзя зачесть прошлую переплату в счет текущих платежей. Налоговые органы не вправе принимать решение о судьбе переплат по взносам, относящимся к периоду до 2017 года. Контролируют исчисление и уплату этих сумм и принимают решение о возврате ПФР и ФСС России (ст. 20, ч. 1, 4 ст.
21 Федерального закона от 03.07.16 № 250‑ФЗ). Но фонды не контролируют исчисление и уплату страховых взносов за 2017 год (п. 1 ст. 30 НК РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.16 № 243‑ФЗ).
А значит, прошлые переплаты зачесть в счет текущих платежей не получится, хотя записи проходят по тем же лицевым счетам.
Нельзя зачесть прошлую переплату в счет погашения прошлой недоимки. Федеральные законы от 03.07.16 № 250‑ФЗ и от 03.07.16 № 243‑ФЗ не позволяют ПФР и ФСС России принять решение о зачете излишне уплаченных до 2017 года сумм в счет погашения недоимки прошлых лет.
При этом если недоимка есть, то и вернуть излишне уплаченные суммы не получится. В этом случае ПФР и ФСС России не вправе принимать решение о возврате переплаты (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.16 № 250‑ФЗ).Таким образом, чтобы вернуть прошлую переплату, сначала надо погасить недоимку.
За просрочку уплаты страховых взносов страховщик заплатит пени. В отношении бюджета и внебюджетных фондов кодекс установил такое же требование (ст. 75, п. 10 ст. 78 НК РФ). Но за несвоевременный возврат переплаты, возникшей до 2017 года, проценты фонды и налоговые органы не начислят. Федеральный закон от 03.07.16 № 250‑ФЗ этого не предусматривает.
Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки прошлых периодов. Недоимки по прошлым периодам взыскивают налоговые органы (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.16 № 243‑ФЗ). Они же проверяют правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды с 1 января 2017 года.
Но если у компании возникнет переплата в текущем периоде, то зачесть ее в счет погашения недоимки прошлых лет нельзя. Такое решение налоговые органы принять не вправе, так же как и ПФР или ФСС России. Переходные положения Федеральных законов от 03.07.16 № 250‑ФЗ и от 03.07.
16 № 243‑ФЗ не позволяют сделать это.
Нельзя зачесть текущую переплату в счет платежей в другой фонд. Кодекс запретил зачет между разными фондами. Излишне уплаченные взносы можно зачесть только по тому же фонду, в который их перечислили, или вернуть (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).
Нельзя зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки текущего периода по тому же фонду. Минфин России напомнил, что статьи 78 и 79 НК РФ не позволяют зачесть текущую переплату в счет погашения недоимки по тем же взносам. Сумму излишне уплаченного взноса можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей в тот же фонд (п. 3 ст. 8, п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).
Заморозят ли счет за опоздание с расчетом, еще не определились
Основания, по которым налоговики вправе заморозить операции по расчетному счету, перечислены в статье 76 НК РФ. Одно из них — несвоевременное представление деклараций (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Плательщики страховых взносов относятся к лицам, на которых нормы о блокировке счета распространяются (п. 11 ст. 76 НК РФ). Но вывод, что за несданный расчет по страховым взносам счет заморозят, не очевиден.
По мнению ФНС России (письмо от 27.01.17 № ЕД-4-15/1444), имеющихся норм достаточно, чтобы обосновать блокировку счета.
Минфин России придерживается иной позиции (письмо от 12.01.17 № 03-02-07/1/556). Налоговая декларация и расчет по страховым взносам — разные документы. А значит, буквальное прочтение нормы (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ) не позволяет применить ее к плательщикам страховых взносов.
Какое мнение верно?
В данном случае более обоснована позиция Минфина России. Верховный суд РФ также исходил из буквального прочтения нормы при разрешении спора из-за непредставления квартальных и полугодовых расчетов по налогу на прибыль (определение от 27.03.17 № 305-КГ16-16245).
Суд указал на закрытый перечень документов в норме. И сделал вывод, что норму нельзя применить в случаях, когда не представлены иные документы, предусмотренные кодексом. Свое решение Судебная коллегия по экономическим спорам приняла с учетом позиции Пленума ВАС РФ (п.
23 постановления от 30.07.13 № 57).
Если основываться на выводах Судебной коллегии, то налоговикам можно указать на ограниченность нормы.
Остается риск, что Верховный суд РФ в будущем приравняет налоговые декларации и расчеты по страховым взносам и примет решение в пользу проверяющих. Но такое решение, чтобы не противоречить более раннему, возможно только в отношении годовых расчетов. А промежуточные не должны подпадать под действие нормы.
Нулевые расчеты не нужны, только если нет права платить зарплату
Минфин и ФНС России сходятся во мнении, что нужно представлять расчеты, даже если нет выплат в пользу физических лиц (письма ФНС России от 12.04.17 № БС-4-11/6940@, Минфина России от 24.03.
17 № 03-15-07/17273). Кодекс не освобождает от обязанности представлять расчет компании, которые не делали выплат физлицам в отчетном периоде.
В этом случае нужно представить расчет с нулевыми показателями.
Контролеры объяснили, почему это важно самим плательщикам. Расчеты с нулевыми показателями позволяют отделить плательщиков без выплат в пользу физлиц от плательщиков, которые нарушают срок для представления расчетов. Правонарушители заплатят штраф. Его сумма (при нулевом расчете) составляет 1 тыс. рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
На требование о нулевых расчетах стоит обратить внимание компаниям с обособленными подразделениями. По месту их нахождения тоже нужно отчитываться по выплатам в пользу физических лиц (п. 7 ст. 431 НК РФ).Если по какой-либо причине расчеты с работниками филиалов и представительств ведет головная компания, но подразделение имеет право выплачивать зарплату, возможны споры с налоговиками при непредставлении нулевых расчетов.
Предприниматели с расходами стали более выгодными участниками схем
С прошлого года постепенно суды решают вопрос о размере взносов предпринимателей. Конституционный суд РФ в постановлении от 30.11.
16 № 27-П сделал вывод о том, что страховые взносы предприниматели на общей системе налогообложения должны исчислять с учетом профессиональных вычетов.
Это решение суд принял в период действия и в отношении норм Федерального закона от 24.07.09 № 212‑ФЗ (п. 1 ч. 8 ст. 14)*.
На основании выводов Конституционного суда РФ предприниматели на общем режиме налогообложения пытаются снизить исчисленные в ПФР взносы за прошлые периоды.
Есть решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в пользу предпринимателя (определение от 04.04.17 № 301-КГ16-16732).
Несколько дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения в коллегию (определения от 20.04.17 № 302-КГ17-311, от 04.04.17 № 308-КГ16-19401).
Тема получила развитие. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла ошибочными выводы суда кассационной инстанции по делу предпринимателя на упрощенке с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (определение от 18.04.17 № 304-КГ16-16937). Спор также шел о взносах, начисленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.
09 № 212‑ФЗ. Суд решил, что принцип определения объекта налогообложения у таких упрощенцев аналогичен плательщикам НДФЛ. А значит, доход в размере 300 тыс. рублей, после которого предприниматель должен уплачивать взносы в размере 1 процента в ПФР, нужно определять с учетом расходов. При этом коллегия сослалась на выводы Конституционного суда РФ.Еще несколько аналогичных дел Верховный суд РФ передал для рассмотрения коллегии (определения от 28.04.17 № 306-КГ17-423 (объект налогообложения учитывает расходы), от 17.04.17 № 304-КГ16-20851 (нет информации об объекте налогообложения)).
Глава 34 НК РФ предусматривает расчет страховых взносов с учетом профессиональных вычетов у предпринимателей, уплачивающих НДФЛ (подп. 1 п. 9 ст. 430, п. 3 ст. 210 НК РФ). Но в отношении спецрежимников аналогичный порядок закон не установил (подп. 2–4 п. 9 ст. 430 НК РФ). Такие плательщики исчисляют страховые взносы за себя исходя из:
- денежного выражения всего полученного дохода — при УСН и уплате ЕСХН (п. 1 ст. 346.5, ст. 346.15 НК РФ);
- вмененного дохода — при уплате ЕНВД (ст. 346.29 НК РФ);
- потенциально возможного годового дохода в расчете на количество месяцев работы — при патентной системе налогообложения (ст. 346.47, 346.51 НК РФ).
Выводы Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в деле об упрощенце (определение от 18.04.17 № 304-КГ16-16937) позволяют спорить и о размере взносов по нормам главы 34 НК РФ. Позиция у упрощенцев, учитывающих расходы при исчислении налога, более сильная, чем у других спецрежимников, включая упрощенцев с объектом налогообложения «доходы».
Но выводы Конституционного суда РФ об экономической обоснованности расчетной базы по страхованию позволяет надеяться на положительное решение по спорам. Иначе баланс публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности нарушится.
Кроме того, социальное страхование будет носить дискриминационный характер в отношении спецрежимников, исчисляющих налоги с вмененного или полного дохода.
Страховые взносы с 2017 года переехали в НК РФ
Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:
- усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
- усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.
Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).
Плательщики и облагаемая база с 2017 года
Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года.
Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).
При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.
Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.
Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году — 2,0, в 2019 году — 2,1, в 2020 году — 2,2, в 2021 году — 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).
Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.
Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.
Тарифы страховых взносов
На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:
- ПФР — 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
- ОМС — 5,1 % без ограничения по сумме.
- ФСС — 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.
Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.
В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.
Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:
- хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
- российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
- организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.
ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ.
Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки.
Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.
То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.
Порядок возмещения начисленных пособий
Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.
В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).
Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС.
Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.
Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа — ФНС и отделение ФСС.
Сроки уплаты и предоставление отчетности
Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).
Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.
Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.
В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.
Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).
Особенности для обособленных подразделений
Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.
С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.
До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ.
Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.
11-13 ст.431 НК РФ).
Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей
Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.
База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12.
К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%.
При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)
Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.
Переходные положения
Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.
2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:
- приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
- приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
- проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
- проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина — 3 года);
- контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.
Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.
Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы
см. расписание
Июль 2016 г. Эксперты компании «Правовест Аудит»
Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!
Компания «Правовест Аудит»: 8 (495) 231-23-21, info@pravovest-audit.ru
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/strahovye-vznosy-s-2017-goda-pereehali-v-nk-rf/
Страховые взносы — 2017: что нового? — статья
Федеральный закон от 03.07.
2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» вступает в силу с 1 января 2017 года и дополняет НК РФ новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации». Федеральный закон № 212-ФЗ с этой даты утрачивает силу.
Таким образом, контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
Теперь администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переходит в ведение ФНС. В то же время ряд функций останется за Пенсионным фондом и ФСС. Давайте подробнее рассмотрим их.
Отчетность
- ФНС: начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года, ведомство будет принимать единый расчет по страховым взносам;
- ПФР: ведомство продолжает принимать расчеты, в том числе уточненные, по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Таким образом, РСВ-1 за 2016 год подается в ПФР в срок до 15 февраля 2017 года в бумажном виде и до 20 февраля 2017 года в электронном виде. Помимо этого Пенсионный фонд продолжит прием: сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М и сведений о стаже застрахованных лиц;
- ФСС: форму 4-ФСС за 2016 год принимает от плательщиков взносов соцстрах. Тоже самое касается уточненок за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. Прием проводится в порядке, действовавшем до 2017 года. Кроме того, ФСС останется администратором взносов на травматизм. Это значит, что новую 4-ФСС нужно будет по-прежнему сдавать в фонд.
Проверки
- ФНС: камеральные проверки отчетности по страховым взносам будут проводиться инспекторами согласно нормам НК РФ. Выездные проверки плательщиков взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
- ПФР: чиновники из фонда будут проводить камеральные и выездные проверки, в том числе повторные, за периоды, истекшие до 1 января 2017, а также выносить решения о привлечении или отказе в привлечении по их результатам;
- ФСС: «камералить» расчеты за периоды до 2017 года будет фонд. Выездные проверки ФСС будет проводить за периоды до 2016 года. Кроме того, налоговики будут проводить выездные проверки плательщиков взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС РФ. Ведомство также продолжит проверять расходы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Взыскание недоимки
- ФНС: налоговики будут взыскивать недоимку по страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года. Также ведомство будет проводить зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и предоставлять отсрочку (рассрочку) по данному платежу;
- ПФР и ФСС: ведомства будут принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2010 — 2016 гг..
Обратите внимание: вопросы, связанные с расчетом и уплатой страховых взносов будет разъяснять с 2017 года Минфин РФ. При этом прежние письма Минтруда, ФСС и ПФР можно по-прежнему использовать в работе. Финансовое ведомство с ними согласно (письмо Минфина РФ от 16.11.2016 № 03-04-12/67082).
Расчет страховых взносов
Хорошая новость: порядок расчета страховых взносов, база и тарифы в этом году не меняются. На самом деле, когда задумывалась только передача администрирования взносов в налоговые органы, то были планы внести в порядок расчета данных платежей серьезные коррективы. Однако пока все осталось по-прежнему.
Кроме того, сохранены также размеры льготных и дополнительных тарифов. Не изменился и перечень необлагаемых взносами выплат. Напомним, что основная масса компаний платит взносы в размере 30%.
Причем 22% из них идет на пенсионные взносы (10% – сверх предельной базы), на обязательное социальное страхование на ВНиМ платится 2,9%, на ОМС — 5,1%.
Отметим, что действующие тарифы на ОПС для большинства плательщиков будут сохранены до 2019 включительно (Федеральный закон от 19.12.2016 № 456-ФЗ)
На ближайшие три года будут действовать страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (Федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ). На 2017-2019 годы сохранятся: действующий ранее порядок уплаты и тарифы взносов на травматизм от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.
Однако с 2017 года компании станут все же больше взносов платить в бюджет. И связано это с увеличением предельной величины базы для начисления страховых взносов (напомним, что ежегодно Правительством РФ устанавливается предельная база отдельно для взносов на соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 указанные лимиты в 2017 году будут ощутимо выше:
- лимит для пенсионных взносов составляет 876 тыс. рублей (в 2016 году он был равен 796 тыс. руб.),
- лимит для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 755 тыс. рублей (ранее — 718 тыс. руб.).
Напомним, что социальные взносы с выплат, рассчитанных нарастающим итогом с начала года, превышающих лимит, не взимаются. В свою очередь пенсионные взносы исчисляются с сверхлимитных сумм, но по меньшему тарифу.
Взносы на медицинское страхование в 2017 году будут начисляться так же, как и сейчас — без лимита, то есть, со всей базы.
Кроме того, следует обратить внимание еще на одно новшество: сверхлимитные суточные нужно облагать страховыми взносами.Если до 2017 года при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались взносами независимо от размера выплат, то после нового года размер суточных, освобождаемых от взносов, установлен по аналогии с льготой по НДФЛ, это 700 рублей, если командировка по РФ, и 2500 рублей — по загранкомандировке. Все, что выше этих сумм, придется облагать взносами. Соответствующие поправки внесены в статью 422 НК РФ.
Порядок уплаты страховых взносов
Взносы по-прежнему нужно перечислять ежемесячно. Дата платежа в бюджет не изменилась — это 15 число следующего месяца. Следовательно, за январь — уплата должна быть не позднее 15 февраля 2017 г., за февраль — 15 марта 2017 г. и т.д.
В связи с тем, что контролировать их уплату будут налоговики, платежку нужно заполнять иначе. Другими будут и КБК. Итак, во избежание ошибок при заполнении платежных поручений и роста невыясненных поступлений, ФНС разъяснила каким образом нужно заполнять платежки в 2017 году:
- в полях «ИНН» и «КПП» получателя средств нужно указать соответствующие значения ИФНС.
- в поле «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование своей инспекции.
Важно обратить внимание на новые КБК по уплате страховых взносов. Перечень КБК на 2017 год утвержден Приказом Минфина РФ от 17 декабря 2016 года № 230н.
Так, если компания платит взносы за декабрь 2016 в январе 2017, то сделать это нужно будет на следующие КБК:
- пенсионные взносы — 182 1 02 02010 06 1000 160;
- медицинские взносы — 182 1 02 02101 08 1011 160;
- взносы на случай нетрудоспособности и материнства — 182 1 02 02090 07 1000 160.
Обратите внимание: в феврале в платежке нужно опять поменять КБК:
- пенсионные взносы — 182 1 02 02010 06 1010 160;
- медицинские взносы — 182 1 02 02101 08 1013 160;
- взносы на случай нетрудоспособности и материнства — 182 1 02 02090 07 1010 160.
Взносы на травматизм за декабрь 2016 и далее нужно платить на один КБК — 393 1 02 02050 07 1000 160.
Важная информация для московских компаний:
С 6 февраля в связи с предстоящим в 2017 году переводом банковских счетов в Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москвы изменяются реквизиты банковского счета для учета доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ на территории г. Москвы:
- БИК банка получателя — 044525000;
- Банк получателя — Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва, сокращенное наименование (ГУ Банка России по ЦФО);
- Номер счета получателя: 40101810045250010041 — счет для учета доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на территории г. Москвы.
Отчетность
Сдавайте отчетность по страховым взносам правильно
На вебинаре разберемся с тем, куда сдавать отчетность и как заполнять формы в различных спорных ситуациях.
Смотреть
Несмотря на кажущуюся оптимизацию страховых взносов, работы у бухгалтера не убавится, а, скорее, ее станет больше. Дело в том, что кроме единого расчета по взносам, который нужно будет сдавать в налоговую, есть еще ряд форм, которые придется отправлять в фонды.
Единый расчет по взносам
С 1 января 2017 года отчетность по страховым взносам нужно сдавать в налоговые органы. Отчетность будет предоставляться ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Форму нужно направить в ИФНС по месту учета компании.
Если фирма имеет обособленные подразделения, которые начисляют вознаграждения в пользу физлиц, то форму придется представить также и по месту нахождения подразделений.
Форма единого расчета по взносам, а также порядок ее заполнения и электронный формат утверждены Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Новый бланк объединяет в себя формы отчетности (РСВ-1, РВ-3, РСВ-2 и 4-ФСС), в котором оптимизирован и значительно сокращен состав показателей. По крайней мере так считает Минфин (Письмо от 17.11.2016 N 03-04-05/68069).
Впервые отчитаться по страховым взносам перед налоговиками нужно будет в рамках отчетной кампании за I квартал 2017 года, срок с учетом праздников — не позднее 2 мая 2017 года.
Расчет включает в себя:
- титульный лист;
- лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
- раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов». К разделу 1 предусмотрены 10 приложений;
- раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств». К данному разделу есть одно приложение;
- раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
Титульный лист расчета заполняют все плательщики.
Плательщики взносов, которые выплачивают вознаграждения физлицам, должны заполнить раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложения № 1 к разделу 1, приложение № 2 к разделу 1, раздел 3.
Раздел 2 и приложение № 1 к разделу 2 сдают в инспекцию главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Подразделы 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.4 приложения № 1 к разделу 1, приложения № 5 — 10 к разделу 1 включаются в состав расчета при применении плательщиками соответствующих тарифов страховых взносов.
Приложения № 3 и № 4 к разделу 1 сдаются в инспекцию при выплате работникам соцпособий.В новой форме бухгалтер не найдет сведений о травматических взносах. Это и понятно, данный вид взносов будет по-прежнему курировать соцстрах. По этим обязательным платежам компании будут сдавать отдельную отчетность в фонд.
Форма 4-ФСС
Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 утвержден новый расчет по форме 4-ФСС. Данную форму нужно будет сдавать ежеквартально в фонд, начиная с отчетности за 1 квартал 2017 года. Бланк представляет собой раздел 2 старой формы 4-ФСС, в котором приводится расчет страховых взносов по травматизму.
Сроки сдачи формы остались прежними. Напомним, что срок зависит от способа подачи отчетности. 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом сдают те, кто отчитывается «старинке» на бумаге, а через 5 дней (25-числа) 4-ФСС направляют в электронном виде в фонд.
Персотчетность
Источник: https://school.kontur.ru/publications/1502
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году
С 2017 года уплата страховых взносов переходит под контроль ФНС. Изменения в администрировании связаны с тем, что Пенсионный фонд плохо справляется с полнотой сбора этих платежей. В остальном для работодателей мало что изменится, за исключением того, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году в очередной раз повышена.
Что такое предельная база
Предельный, установленный государством, размер базы для начисления страховых взносов – это та сумма выплат в пользу работника, свыше которой выплаты начисляются по пониженном тарифу. В общем случае страховые выплаты, которые работодатель платит за свой счет, составляют:
- на пенсионное страхование – 22%;
- на медицинское страхование – 5,1%;
- на социальное страхование – 2,9%.
Дополнительно в ФСС уплачивается взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (от 0,2% до 8,5%).
Если годовая сумма выплат превышает определённый лимит, то ставка взносов за работников уменьшается, а значит, работодатель должен заплатить меньше.
Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году работодателями установлена постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255, которое вступает в силу 1 января нового года.
В отношении взносов ИП за себя в 2017 году понятие «предельная база» не используется, но для них установлена максимальная сумма выплат в ПФР, независимо от доходов, которые предприниматель получает от бизнеса.
Обратите внимание: уплата страховых взносов в 2017 году в ПФР, и в ФСС РФ и ФОМС (только для пособий по нетрудоспособности и материнству) будет производиться на реквизиты налоговых органов, поэтому КБК платежёк изменится. Рекомендуем для уплаты страховых взносов использовать расчётные счета. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на сайте.
Предельная база по взносам в 2017 году
Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году выросла, таблица ниже содержит в себе новые установленные тарифы взносов по разным видам страхования работников.
Пределы установлены только для двух видов страхования:
- на пенсионное страхование – 876 000 рублей (в 2016 году – 796 000);
- на обязательное социальное страхование – 755 000 рублей (в 2016 году – 718 000).
В отношении сумм на обязательное медицинское страхование и по взносам в ФСС на травматизм закон не предусматривает предельного размера базы, поэтому эта категория взносов начисляется по единой ставке, независимо от того, сколько выплачено работнику.
Тариф взносов до достижения предела |
22% |
5,1% |
2,9% |
Тариф взносов после достижения предела |
10% |
5,1% |
0% |
Покажем на примере, как рассчитать сумму взносов к уплате с учетом предельной базы для начисления на пенсионное и медицинское страхование в 2017 году.
Пример расчёта: старшему юристу компании «Форест» в течение 2017 года выплатили в общей сложности 913 000 рублей. Как начислить сумму к уплате за страхование этого работника?
- взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 22% = 192 720 р.;
- взносы в ПФР сверх лимита: (913 000 – 876 000) * 10% = 3 700 р.;
- взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одной ставке): 913 000 * 5,1% = 46 563 р.;
- взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 2,9% = 21 895 р.;
- взносы в ФСС сверх лимита не начисляются.
Итого, в 2017 году работодатель уплачивает в виде взносов 264 878 рублей, что составляет 29% от выплат этому работнику. Экономия незначительная (против 30%), но все-таки она есть.
Пониженные тарифы
Мы рассмотрели ставки платежей за работников, которые действуют в общем случае, однако есть немало категорий плательщиков, которые вносят эти платежи по пониженным ставкам. Этот льготный перечень плательщиков установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
ПФР |
ФСС |
ФОМС |
||
Организации и индивидуальные предприниматели, на УСН, осуществляющие определённые виды деятельности (доход от таких видов деятельности должен превышать 70% от общего дохода упрощенца) |
20% |
0% |
0% |
Начинающиеся с 13, 14, 15, 16 |
Аптеки (организации и ИП), работающие на ЕНВД, в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности |
20% |
0% |
0% |
46.18.1, 46.46.1, 47.73 |
ИП, работающие на ПСН, в отношении работников, занятых в патентных видах деятельности, за исключением розничной торговли, общепита, аренды недвижимости |
20% |
0% |
0% |
31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. |
Некоммерческие организации, работающие на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соцобслуживания |
20% |
0% |
0% |
Начинающиеся с 37, 86, 87, 88, 93 и др. |
Благотворительные организации на УСН |
20% |
0% |
0% |
64.9, 88.10 |
Аккредитованные IT-организации (область информационных технологий) |
8% |
2% |
4% |
Начинающиеся с 62, 63 |
Хозяйственные общества и партнёрств на упрощённой системе налогообложения, занимающиеся внедрением изобретений, патентов, промышленных образцов, права на которые принадлежат бюджетным и автономным учреждениям |
8% |
2% |
4% |
Начинающиеся с 72 |
Организации и индивидуальные предприниматели, ведущие технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность по соглашению с органами управления особых экономических зон |
8% |
2% |
4% |
65.20, 63.1, 63.11.1, 79.1, 94.99, 62.0 и др. |
Плательщики взносов, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов |
0% |
0% |
0% |
Начинающиеся с 50 |
Участники проекта «Сколково» в России |
14% |
0% |
0% |
72.1 |
Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя |
6% |
1,5% |
0,1% |
Любые, кроме начинающихся с 05, 06, 07, 08, 09.1, а также 71.12.3 |
Резиденты территории опережающего социально-экономического развития |
6% |
1,5% |
0,1% |
Коды устанавливаются отдельно для каждой территории |
Резиденты свободного порта «Владивосток» |
6% |
1,5% |
0,1% |
|
Чтобы плательщик взносов имел право на пониженные тарифы, должны соблюдаться обязательные условия, указанные в ст. 427 НК РФ. Если эти условия нарушаются, то работодатель теряет право на льготу с начала календарного года, а не с момента нарушения.
Взносы по пониженным ставкам для пенсионного страхования и страхования на случай нетрудоспособности и материнства начисляются только в пределах установленного лимита на 2017 год:
- на пенсионное страхование – 876 000 рублей;
- на обязательное социальное страхование – 755 000 рублей.
С выплат сверх этих пределов взносы не начисляются, кроме платежей в ФОМС, для них выплаты осуществляются в обязательном порядке. В качестве примера рассмотрим, как рассчитывается размер страховых взносов в городе Севастополь (для юридических лиц-участников СЭЗ).
Пример расчёта: ООО «Флагман» является участником СЭЗ Севастополь и выплачивает взносы по пониженным ставкам. Коммерческому директору ООО «Флагман» в 2017 году была выплачена сумма в 985 000 рублей. Исчисление взносов производится по тарифам, указанным в таблице выше:
- взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 10% = 87 600 р.;
- взносы в ПФР сверх лимита не начисляются;
- взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 1,5% = 11 325 р.;
- взносы в ФСС сверх лимита не начисляются;
- взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одному тарифу): 985 000 * 0,1% = 985 р.
Итого, на выплаты коммерческому директору его работодатель должен перечислить за 2017 год 99 910 рублей. Это составляет всего лишь около 10% против 30% для обычных плательщиков. Право пользоваться пониженными ставками длится, пока страхователь выполняет условия, установленные НК РФ.
Источник: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/predelnaya-velichina-bazy-dlya-nachisleniya-strahovyh-vznosov