+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Транспортный налог: на что обратить внимание бухгалтеру? (Обухова Т.)

Содержание

Выбытие автотранспортных средств, Комментарий, разъяснение, статья от 31 августа 2007 года

Транспортный налог: на что обратить внимание бухгалтеру? (Обухова Т.)

Экономико-правовойбюллетень, N 8, 2007 год О.А.Антошина

Списание транспортных средств в связи с их полным износом

Всоответствии с п.77Методических указаний по учету ОС для определенияцелесообразности (пригодности) дальнейшего использования основныхсредств, а также для оформления документации при выбытии указанныхобъектов в организации приказом руководителя создается комиссия.

Всостав комиссии входят соответствующие должностные лица, в томчисле главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложенаответственность за сохранность объектов основных средств. Дляучастия в работе комиссии могут приглашаться представителиинспекций, на которых в соответствии с законодательством возложеныфункции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

Пришедшие в негодностьтранспортные средства списываются по акту по форме NОС-4а.

Вакте на списание основных средств должны содержаться данные,характеризующие объект основных средств: дата принятия объекта кбухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода вэксплуатацию; срок полезного использования; первоначальнаястоимость и сумма начисленной амортизации; проведенные переоценки,ремонты; причины выбытия с их обоснованием; состояние основныхчастей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт на списание объектаосновных средств утверждается руководителем организации. Наосновании оформленного акта на списание основных средств,переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарнойкарточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.Соответствующие записи о выбытии объекта основных средствпроизводятся также в документе, открываемом по месту егонахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основныхсредств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителеморганизации в соответствии с правилами организации государственногоархивного дела, но не менее пяти лет.

При списанияавтотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом такжепередается документ, подтверждающий снятие его с учета вГосударственной инспекции безопасности дорожного движенияМинистерства внутренних дел Российской Федерации. Акт на списаниеосновных средств может выступать не только как документбухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.

Всоответствии с п.29 ПБУ6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежитсписанию с бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет

Расходы от списанияосновного средства с бухгалтерского учета являются операционнымирасходами (п.11 ПБУ10/99). Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01″Основные средства” целесообразно открывать отдельный субсчет”Выбытие основных средств”, в дебет которого следует переноситьстоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумму накопленнойамортизации.

Остаточная стоимостьобъекта списывается с кредита счета 01 / “Выбытие основных средств”в дебет счета 91/2 “Прочие расходы”. В данном случае остаточнаястоимость оборудования равна нулю, так как амортизация по немуначислена полностью.

Расходы, связанные сликвидацией транспортного средства, списываются в дебет счета 91/2в корреспонденции со счетом 23 “Вспомогательные производства”.

Материальные ценности,остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшемуиспользованию основных средств, приходуются по рыночной стоимостина дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовыерезультаты. Такой порядок учета материальных ценностей, полученныхв результате списания основных средств, установлен п.54Положения по ведению бухгалтерского учета.

Принятие к учетупригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлоломаотражается по дебету счета 10 “Материалы”, в корреспонденции скредитом счета 91/1 “Прочие доходы”.

Пример.Организация в июле 2007 года ликвидирует транспортное средство,амортизация по которому начислена полностью, первоначальнойстоимостью 270 000 руб.

Работы по демонтажу и вывозу отходовосуществлялись силами вспомогательного производства. Расходы цехавспомогательного производства составили 18 000 руб. При разборкеоприходованы годные запасные части по рыночной стоимости 11 600руб., а также металлолом по стоимости 800 руб.

Вприведенной ниже таблице бухгалтерских проводок использованыследующие наименования субсчетов: 01/1 “Основные средства вэксплуатации”; 01/2 “Выбытие основных средств”.

операции Дебет Кредит Сумма,руб.
Списанапервоначальная стоимость ликвидируемого ТС 01/2 01/1 270000
Списанасумма начисленной амортизации 02 01/2 270000
Отраженырасходы вспомогательного производства по разборке ТС 91/2 23 18 000
Оприходованы запасныечасти, полученные при разборке ТС 10/5 91/1 11 600
Оприходован полученныйпри разборке ТС металлолом 10/6 91/1 800
Списаносальдо прочих доходов и расходов (18 000 – 11 600 – 800) 99 91/9 5 600

Налоговый учет

Расходы на ликвидациювыводимых из эксплуатации основных средств, включая суммынедоначисленной амортизации, включаются в состав внереализационныхрасходов, не связанных с производством и реализацией, уменьшающихналоговую базу по налогу на прибыль (подп.8п.1 ст.265 НК РФ).

Во многих случаях приликвидации объектов основных средств получают запасные части,материалы, металлолом и другие материалы. Доходы в виде стоимостиполученных материалов или иного имущества при демонтаже илиразборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основныхсредств, признаются внереализационными доходами (п.13ст.

250 НК РФ).

Дата признания доходов ирасходов от ликвидации основного средства зависит от того, какойметод выбран организацией – метод начисления или кассовый метод.

Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления,стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства,признает внереализационным доходом на дату составления акталиквидации амортизируемого имущества (подп.8п.4 ст.271 НК РФ). При кассовом методе такие доходы признаютсяв момент оприходования имущества (п.2ст.

273 НК РФ).

Как правило, в результателиквидации основных средств организации получают убыток. Суммаубытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода,в котором убыток получен.

Воспользуемся даннымипримера, приведенного выше, и определим сумму внереализационногорасхода и сумму дохода, которые будут учитываться в целяхналогообложения прибыли: внереализационный расход – расходы подемонтажу основного средства в сумме 18 000 руб., внереализационныйдоход – стоимость оприходованных запасных частей и металлолома всумме 12 400 руб.

Автомобиль, который побывал в дтп и стал непригодным к дальнейшейэксплуатации, организация списывает с баланса

Автомобиль, побывавший ваварии и признанный непригодным для дальнейшей эксплуатации,списывается с баланса организации по акту формы NОС-4а (утверждена ПостановлениемГоскомстата России от 21.01.

2003 N 7), в котором указываютсятехническое состояние и причина ликвидации автотранспортногосредства, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты поликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей,металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта, результат отликвидации.

Акт по форме NОС-4а составляет постоянно действующая на предприятии комиссия,утвержденная приказом руководителя. В состав комиссии входятглавный бухгалтер (бухгалтер) и лица, ответственные за сохранностьосновных средств. Акт утверждает руководитель организации.

Приликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны бытьдокументы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывозна свалку и т.п.). Данные результатов списания бухгалтер вносит винвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств, приэтом инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся отдельно отостальных.

Срок их хранения устанавливает руководство.

Кроме того, при списанииавтотранспортного средства и снятии его с учета (при условии, чтовиновником ДТП не является организация) договор обязательногострахования автогражданской ответственности прекращается, астрахователь имеет право потребовать от страховщика выплату частистраховой премии за неистекший срок договора страхования (пункты33, 34Постановления Правительства РФ N 263).

Если в результателиквидации автомобиля остаются запчасти, пригодные к дальнейшемуупотреблению, то их необходимо оприходовать по рыночным ценам исдать на склад. При этом оформляется приходный ордер по форме NМ-4.

После списания автомобиляс баланса его необходимо снять с учета в органах ГИБДД. Всоответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники должнызарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срокадействия регистрационного знака “Транзит” или в течение пяти дней смомента приобретения, таможенного оформления, снятия с учетатранспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновенияиных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.Организации, владеющие транспортными средствами, должны снять их сучета в случае изменения места своей регистрации, перед продажейавтомобиля, в случае его списания (утилизации), а также в другихслучаях, когда в соответствии с законодательством прекращаетсяправо собственности организации на транспортное средство. Еслиорганизация не снимет списанный автомобиль с учета в органах ГИБДД,то она на основании ст.357НК РФ является плательщиком транспортного налога.

Расходы, связанные свыбытием автомобиля, относятся к чрезвычайным (п.13 ПБУ10/99). Для целей налогового учета некомпенсируемые расходы наликвидацию транспортных средств включаются в составвнереализационных расходов (подп.8п.1 ст.265 НК РФ).

Врезультате списания автотранспортного средства с баланса могутобразоваться доходы в виде запасных частей, пригодных длядальнейшего использования, стоимости металлолома и пр. Согласноп.31 ПБУ6/01 эти доходы должны отражаться в бухгалтерском учете в томотчетном периоде, к которому они относятся.

Доходы от списанияобъектов основных средств зачисляются на счет прибылей и убытков всоставе операционных доходов. Стоимость деталей со списанногоавтомобиля, которые пригодны для дальнейшего использования,включается в состав внереализационных доходов (п.13ст.250 НК РФ).

Датой признания дохода является дата, указаннаяна акте на списание автомобиля (подп.8п.4 ст.271 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод,датой признания дохода является день поступления материалов отсписания основного средства (п.2ст.273 НК РФ).

Пунктом2 ст.

171 НК РФ предусмотрено право организации на вычет вотношении основного средства, которое будет участвовать воперациях, признаваемых объектами обложения НДС.

Однако списанныйавтомобиль не используется в производственных целях, поэтому суммуНДС, ранее принятого к вычету при приобретении транспортногосредства, необходимо восстановить в части, относящейся к егоостаточной стоимости.

Планом счетов выбытиеосновных средств рекомендовано отражать с использованиемспециального субсчета “Выбытие основных средств”, открываемого кбалансовому счету 01 “Основные средства”.

Списаниеавтотранспортного средства с баланса отражается следующимипроводками:

Дебет 01 – Кредит01/”Выбытие основных средств” – cписана первоначальная стоимостьавтотранспортного cредства;

Дебет 02 – Кредит01/”Выбытие основных средств” – списана сумма начисленнойамортизации;

Дебет 91 – Кредит01/”Выбытие основных средств” – остаточная стоимость автомобилясписана на убытки организации;

Дебет 10/5 – Кредит 91 -оприходованы запасные части, пригодные для использования;

Дебет 76 – Кредит 91 -начислено страховое возмещение;

Дебет 51 – Кредит 76 -получена компенсация;

Дебет 91 – Кредит 68 -восстановлен НДС с остаточной стоимости автомобиля.

Продажа автотранспорта

Вслучае продажи автотранспортного средства порядок егобухгалтерского учета будет аналогичен вышеизложенному. Отличие втом, что происходит реализация имущества и, как следствие, уорганизации возникает налогооблагаемый доход.

Денежные поступления отпродажи объектов основных средств признаются в учете операционнымдоходом (п.

7 ПБУ9/99). При этом выручка от продажи автомобиля определяется вразмере, установленном сторонами в договоре (п.30ПБУ 6/01). Согласно Плану счетов поступление выручки от продажиобъектов основных средств отражается по кредиту счета 91/”Прочиедоходы” и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества ииные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета91/”Прочие расходы”.

При налогообложениидоходов от продажи автотранспортного средства бухгалтеру следуетобратить внимание на следующие моменты:

-налоговые обязательства по НДС перед бюджетом зависят отформирования первоначальной стоимости транспортного средства – cНДС или без учета налога;

-правила расчета налоговой базы по прибыли определяются тем, какойрезультат получен при реализации имущества – прибыль илиубыток.

При этом порядок расчетаНДС при реализации транспортных средств актуален как дляорганизаций, находящихся на традиционной системе налогообложения,так и для “спецрежимников”.

Налогна добавленную стоимость

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902068464

Транспортный налог для организаций: уплата, ставки, сроки, расчет — Контур.Бухгалтерия

Транспортный налог: на что обратить внимание бухгалтеру? (Обухова Т.)

Транспортный налог относится к региональным. Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют для организаций:

  • налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и условия для их применения.

Все эти сведения по транспортному налогу смотрите на официальном сайте региона. 

Какие организации платят транспортный налог

Транспортный налог платят организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Транспортный налог не платят FIFA и ее дочерние организации, национальные футбольные ассоциации, Организационный комитет «Россия-2018» и другие компании, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Транспортные средства должны принадлежать организации на праве собственности и использоваться для подготовки и проведения чемпионата.

Какие транспортные средства облагаются налогом 

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие машины и механизмы. Не являются объектом налогообложения:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные сельскохозяйственные автомобили, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, если угон документально подтвержден уполномоченным органом.

Полный список здесь.

Когда отчитываться и платить транспортный налог

Для организаций налоговый период — календарный год, отчетный период — первый, второй квартал и третий квартал. Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды, а оставить лишь годовую отчетность.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей тоже устанавливают регионы. Срок уплаты налога не может быть раньше срока подачи декларации, который указан в п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса. Сейчас это 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации подают декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Транспортный налог и авансовые платежи перечисляются в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортного средства признается:

  • для водных транспортных средств (кроме маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  • для воздушных транспортных средств — место нахождения организации, на которую зарегистрировано транспртное средство;
  • для других транспортных средств — место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым зарегистрировано транспортное средство.

Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговые ставки устанавливаются в регионе и зависят от характеристик транспортного средства, указанных в технической документации:

  • для транспортных средств с двигателями — от мощности двигателя в лошадиных силах,
  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями — от суммарной паспортной статической тяги реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы,
  • для водных несамоходных транспортных средств — от валовой вместимости.

Для других водных и воздушных транспортных средств единицей для расчета налога считается само транспортное средство. Налоговая база по ним определяется отдельно. Субъекты РФ могут увеличивать или уменьшать федеральные налоговые ставки, но не более чем в десять раз. На легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. можно уменьшать ставки без учета этого ограничения.

Ставки транспортного налога по регионам и годам приведены здесь.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, с учетом «возраста» транспортных средств и их экологического класса. Возраст транспортного средства — это число полных лет между 1 января года, следующего за годом выпуска, и 1 января текущего года.

Если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, применяются ставки, указанные в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса.

Как рассчитать транспортный налог и авансовый платеж по нему

Региональные власти устанавливают, нужно ли перечислять авансовые платежи или платить транспортный налог по итогам налогового периода. Они могут отменить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков.

Организации самостоятельно исчисляют транспортный налог и авансовые платежи по нему. Авансовый платеж за каждый отчетный период = 1/4 * налоговая база * налоговая ставка.

Для легковых автомобилей с высокой средней стоимостью при расчете налога и авансовых платежей применяют повышающие коэффициенты:

  • если средняя стоимость составляет 3—5 млн рублей включительно и с года выпуска прошло от 2 до 3 лет — коэффициент равен 1,1; от 1 до 2 лет — коэффициент равен 1,3; не более 1 года — коэффициент равен 1,5;
  • если средняя стоимость составляет 5—10 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 5 лет, коэффициент равен 2;
  • если средняя стоимость составляет 10—15 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 10 лет, коэффициент равен 3;
  • если средняя стоимость превышает 15 млн рублей и с года выпуска прошло не более 20 лет, коэффициент равен 3.

Если в налоговом (отчетном) периоде транспортное средство ставилось на учет или снималось с учета, учитывают срок, в течение которого налогоплательщик владел транспортным средством.

Для этого число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, делят на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

На полученный результат умножают рассчитанный налог или авансовый платеж.

Месяц регистрации и месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации произошли в одном месяце, указанный месяц считается одним полным месяцем.

Сумма налога, которую организация платит по итогам налогового периода, равна разнице между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченных в налоговом периоде.

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Здесь вы можете легко вести бухучет, начислять зарплату и отправлять отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Попробовать бесплатно 30 дней

Источник: https://www.b-kontur.ru/enquiry/240

Куда идет транспортный налог – 2018 году

Транспортный налог: на что обратить внимание бухгалтеру? (Обухова Т.)

Все владельцы автомобилей и иных транспортных средств, соответствующих особым критериям, обязаны платить транспортный налог. Величина его зависит от большого количества самых разных факторов.

Причем уплата осуществляется не только физическими лицами, но также юридическими.

Закон о транспортном налоге представляет собой постановление, которое регламентирует денежный сбор, выплачиваемый владельцами автомобилей и иных средств передвижения, оснащенных достаточно мощными моторами.

Также следует помнить, что некоторые ТС являются исключениями, и их владельцам платить транспортный налог не требуется.

При этом регулируют величину, а также множество иных характеристик данного налога законодательные власти отдельных субъектов Российской Федерации.

При этом федеральное законодательство регламентирует следующие важные моменты:

  • объект налогообложения;
  • длительность налогового периода;
  • порядок вычисления самого налога;
  • лимиты ставок;
  • величину налоговой базы.

В качестве объектов налогообложения выступают следующие ТС:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы и скутеры;
  • иные самоходные транспортные средства на гусеничном, пневматическом ходу.

Также транспортным налогом облагаются всевозможные яхты, самолеты, парусные суда, гидроциклы и иное. Исключениями являются моторные лодки, мощность двигателя которых составляет менее 5 л.с.

Также налоговые льготы распространяются не некоторых категории граждан Российской Федерации – ветеранов ВОВ, инвалидов и их опекунов, Героев России.

Кто распоряжается собранными средствами: регионы или государство?
Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным.

Из этого пункта следует, что он в обязательном порядке поступает именно в региональный бюджет. Непосредственно само государство осуществляет лишь регулирование его величины в определенных пределах – устанавливает лимиты.

Ранее, до реформы от 1 января 2003 года, вводящей транспортный налог как таковой, все отчисления с водителей шли в специальные дорожные фонды. И далее все сборы тратились именно на поддержание дорог в приличном состоянии.

Сегодня же налог данного типа перечисляется в бюджет региона согласно ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с проведенной в начале нулевых годов законодательной реформой собранные средства могут быть потрачены практически на что угодно:

  • дорожную отрасль;
  • на заработные платы бюджетника;
  • строительство важных для регионов объектов.

Зачастую именно это и беспокоит автовладельцев – при достаточно большом транспортном налоге велика вероятность, что все средства пойдут не на укладку асфальта, на то что-либо иное.

Что говорится в законодательстве

Все моменты, касающиеся тем или же иным образом транспортного налога, в обязательном порядке освещаются в законодательстве:

  • ст. 357 НК РФ – обозначает полный перечень всех категорий физических и юридических лиц, обязанных платить налог рассматриваемого типа;
  • ст. 362 НК РФ – рассматривает порядок исчисления величины транспортного налога для юридических лиц;
  • ст. 358 НК РФ – обозначается полный перечень техники, владельцам которой необходимо платить транспортный сбор;
  • п.3 ст. 363.1 НК РФ – обозначается срок уплаты;
  • ст. 83 НК РФ – крупнейшим налогоплательщикам необходимо в обязательном порядке предоставлять соответствующим образом составленную декларацию, в которой отображен налог рассматриваемого типа;
  • ст. 44 НК РФ – обозначаются случаи, при возникновении которых обязанность уплачивать транспортный налог упраздняется.

Сам же факт распределения налогового сбора на транспортные средства непосредственно муниципалитетом регламентируется ст. 14 НК РФ и ст. 56 БК РФ.

Именно согласно информации БК РФ весь транспортный налог (в размере 100%) идет бюджет региона и им же распределяется на различные нужды по собственному усмотрению.

Куда тратятся деньги за транспортный налог

Определить, на что же именно траться средства, собранные в виде транспортного налога, достаточно проблематично.

Так, во многих регионах власти продолжают формировать дорожные фонды, в которые из бюджета делаются определенные вливания.

Но величина поступлений зачастую попросту недостаточно велика для поддерживания дорожной отрасли даже в удовлетворительном состоянии, не говоря уже о большем.

Причем о средствах, потраченных на восстановление дорожного полотна, власти отчитываются не особо охотно. Так как в большинстве случаев за счет транспортного налога осуществляется латание дыр в бюджете.

Например, в Волгоградской области в 2018 году из бюджета дорожного фонда было изъято порядка 2 млрд. рублей на различного рода нужды, никоим образом не связанные с целевой инфраструктурой.

В 2018 году данная сумма увеличилась на 2.6 млрд. рублей. Таким образом, на данный момент дефицит бюджета дорожного фонда составляет целых 8 млрд. рублей.

При этом величина бюджета фонда постоянно увеличивается, но при этом пропорционально растут расходы. В итоге, дефицит, как и раньше, продолжает составлять приблизительно 8 млрд. рублей.

Аналогичным образом обстоят дела практически во всех остальных регионах страны – за небольшим исключением.

Тем не менее, положительная динамика имеется, все большее количество регионов начинает озабочиваться проблемами дорожно отрасли.

Статистика оплаты по регионам

Величина рассматриваемого сбора сильно варьируется в зависимости от самых разных параметров. В первую очередь это стоимость автомобиля, количество лошадиных сил, а также возраст ТС.

Но в то же время существенное влияние оказывает регион местоположения машины. Разобраться, где самый низкий транспортный налог в России, достаточно сложно.

Так как существует «налог на роскошь» (на авто дороже 3 млн. рублей) и множество иных, достаточно важных, нюансов.

Так, все регионы Российской Федерации по величине собранного в 2018 году налога за предыдущий отчетный период можно расположить следующим образом (по убыванию):

Номер Регион РФ
1 Калининградская обл.
2 Томская обл.
3 Белгородская обл.
4 Петербург
5 Приморский край
6 Смоленская обл.
7 Архангельская обл.
8 Хабаровский край
9 Москва
10 Тюмень
11 Новосибирск
12 Пенза
13 Владимирская обл.
14 Ульяновская обл.
15 Ивановская обл.
16 Курская обл.
17 Ярославская обл.
18 Калужская обл.
19 Оренбургская обл.
20 Республика Татарстан
21 Тульская обл.
22 Тамбовская обл.
23 Забайкальский край
24 Рязанская обл.
25 Кемеровская обл.
26 Астрахань и область
27 Саратов
28 Красноярский край
29 Воронежская обл.
30 Алтайский край
31 Омская обл.
32 Самара
33 Кировская обл.
34 Ставропольский край
35 Челябинская обл.
36 Свердловская обл.
37 Пермский край
38 Волгоградская обл.
39 Краснодарский край
40 Иркутская обл.
41 Ростовская обл.
42 Республика Башкортостан
43 Ленинградская обл.
44 Нижегородская обл.
45 Московская обл.

Причем имеется некоторая пропорциональная зависимость количества ДТП и пострадавших от суммарной величины собранного транспортного налога. Так, меньше всего ДТП в Смоленской области.

Также имеются и исключения. По сборам Москва находится на 9-ом месте, но при этом количество дорожно-транспортных происшествий за один год составляет целых 2 191.

Что ожидается в 2018 году

С 1 января 2018 года для владельцев ТС вводится новая обязанность – если по какой-то причине соответствующее уведомление о необходимости оплаты налога рассматриваемого типа получено не было, то необходимо самостоятельно обратиться в налоговую службу по месту своего жительства.

Не требуется этого делать в следующих случаях:

  • если соответствующее уведомление ранее приходило хотя бы раз;
  • если соответствующее уведомление не поступает по причине наличия соответствующей льготы у налогоплательщика.

Также Министерство финансов планирует изменения, которые коснутся порядка вычисления величины транспортного налога. При расчёте данной величины будет учитываться не мощность двигателя, а его объём.

Следует помнить, что неуплата транспортного налога карается начислением пени. Величина её невелика, но, тем не менее, не стоит лишний раз попадать во внимание ФНС как неплательщик каких-либо.

: Урок про транспортный налог

Источник: http://provodim24.ru/kuda-idet-transportnyj-nalog.html

Глава 28 НК РФ. Транспортный налог

Транспортный налог: на что обратить внимание бухгалтеру? (Обухова Т.)

Транспортный налог платят организации и физические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство. Налог на автомобили рассчитывается исходя из мощности двигателя. Юридические лица сами считают транспортный налог, расчеты за граждан (включая ИП) делают налоговики. Настоящая статья посвящена главе 28 НК РФ «Транспортный налог».

 В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты транспортного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»».

 Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ.

Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе.

 Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит транспортный налог

Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель.

Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это  зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.

) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.

На что начисляется транспортный налог

На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.

На что не начисляется транспортный налог

В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил.

Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно.  Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с*.

Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150  рублей на одну л.

с.

Начиная с 2011 года субъекты РФ получили право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за этот год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за  полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц.

Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается.

Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.  

Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а  1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с.

Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за этот год составит  141,75 руб.(0.25 х 7 руб.

х 81 л.с.).

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска.

В частности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5.

Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ). Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Кто занимается расчетом транспортного налога

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму транспортного налога самостоятельно. На практике этим обычно занимается бухгалтерия.

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции.

Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор).

Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов транспортного средства.

Когда перечислять сумму налога

Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки.

Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как отчитываться по транспортному налогу

Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты дата предоставления декларации едина для всех регионов и не может варьироваться в зависимости от субъекта РФ.

Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.

Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.

Куда сдавать отчеты

Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию и расчеты нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации и расчета, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.

* Данное значение ставки действует c начала 2011 года (поправки внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 307-ФЗ).

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2010/11/4007

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.