+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ (Сильвестрова Т.)

Выплаты из средств гранта. Возможности программного обеспечения

Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ (Сильвестрова Т.)

Как правило, при начислении заработной платы бухгалтеры используют программное обеспечение известных брендов — «1С», «Парус», «Криста» и т. п.

Нередко крупные учреждения используют «самописцы», то есть программное обеспечение, написанное самостоятельно специалистами учреждения.

Однако в любом случае используемое ПО требует тщательных настроек с учетом особенностей системы оплаты труда в конкретном учреждении.

Если в учреждении системой оплаты труда предусмотрено начисление и выплата «типовых» окладов, надбавок и т.д., то настроить соответствующее ПО можно один раз при его установке.

Далее настройка ПО потребуется только в случае изменения системы оплаты труда или внесения в нее существенных изменений.

«Внеплановая» настройка ПО расчетные подразделения потребуется в том случае, если учреждение или его работники получили грант, в рамках которого предполагаются выплаты его участникам.

Напомним, что грант – это безвозмездная субсидия, которая предоставляется юридическим или физическим лицам (как правило, на конкурсной основе) для выполнения конкретных проектов, на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Грант выделяется в виде определенной денежной суммы.

Самая известная организация, целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов и которая выделяет на это денежные средства, — это Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ). Почти во всех случаях, когда заявку на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или не состоят.

Существует несколько способов реализации грантов РФФИ при получении средств:

  1. учреждением;
  2. физическим лицом, являющимся работником учреждения; 
  3. физическим лицом, не являющимся работником учреждения.

Все это необходимо четко понимать бухгалтеру-расчетчику не только для правильного начисления выплат и отражения их в учете, но и для соблюдения требований налогового законодательства.

А все эти знания вместе позволят бухгалтеру правильно настроить соответствующее ПО на своем рабочем месте.

Рассмотрим далее нюансы «тонкой» настройки ПО при каждом способе реализации грантов на примере грантов РФФИ.

Настройка № 1. Получатель гранта – учреждение

В таком случае выплаты средств за счет гранта производятся его участникам в рамках трудовых отношений в виде окладов, надбавок, премий, доплат и т.д., поскольку работодателем и заказчиком работ для таких сотрудников является само учреждение.

Начисление заработной платы из средств гранта осуществляется по общей схеме, то есть на основании приказов, суммы выплат включаются в расчет отпускных и пособий по временной нетрудоспособности в том числе за счет средств гранта и т.д.

Финансирование грантов РФФИ ведется по отдельному источнику, как правило, по коду финансового обеспечения (КФО) «5», то есть как целевые средства. В целях контроля использования средств гранта в используемом ПО на каждый грант создается своя отдельная аналитика, чтобы учитывать поступления и затраты денежных средств каждого проекта отдельно.

Это важно, так как учреждение даже из одного источника, например РФФИ, может получать средства по нескольким грантам одновременно.

На рисунке 1 приведен пример создания отдельной статьи финансирования для гранта РФФИ в «1С»:

Выполнение работ сотрудниками по гранту осуществляется в пределах рабочего времени. Учет рабочего времени осуществляется с помощью табеля рабочего времени (ф. 0504421).

Начисления и выплаты за счет средств гранта могут осуществляться как в течение всего срока его выполнения, так и разово.

На рисунке 2 приведен пример разовых начислений надбавок за счет средств гранта РФФИ, полученного самой организацией.

Все отношения с работниками, участвующими в выполнении гранта, выстраиваются в рамках Трудового кодекса РФ, поэтому надбавки за счет грантов должны выплачиваться за фактически отработанное сотрудником время, то есть данные выплаты, как уже отмечалось выше, необходимо учитывать при расчете отпуска, больничных листов и в других случаях. На практике руководителю гранта часто необходимо отследить все расходы по той или иной статье гранта РФФИ детально, вплоть до начислений и взносов по каждому сотруднику. При этом нужно знать, достигнута ли уже предельная база по страховым взносам по сотруднику, так как он может получать заработную плату и из других источников в учреждении. Взносы с предельных баз помогают уменьшать начисления по страховым взносам, поэтому может возникнуть экономия средств по статье «Заработная плата» конкретного гранта.

На рисунке 3 приведен пример отчета по начислениям и страховым взносам по источнику финансирования РФФИ за выбранный месяц с детализацией по сотрудникам.

С помощью аналогичного отчета по начислениям за любой выбранный период можно контролировать общую сумму начислений и взносов по конкретному гранту, чтобы знать, есть ли какие либо отклонения от заложенной сметы.

Настройка № 2. Получатель гранта – физическое лицо, которое работает в учреждении

Если учреждение является только «площадкой» для реализации целей гранта физическим лицом, получившим грант, то такое учреждение лишь обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты, в том числе с участниками гранта, по поручению его руководителя.

Отметим, что в данном случае именно руководитель гранта является заказчиком работ (услуг) учреждения. При этом отношения учреждения и грантополучателя являются гражданско-правовыми, а возникающие в период выполнения гранта вопросы, не урегулированные документами грантодателя(например, РФФИ), оформляются дополнительными договорами.

Обратите внимание! Трудовые отношения между учреждением и получателем гранта в рамках реализации гранта не возникают.

Однако, если подобные отношения между участниками гранта, в том числе его руководителем, и учреждением существуют в рамках выполнения должностных обязанностей по основной деятельности, то выполнение работ по гранту осуществляется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются учреждением как работодателем работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором.

Трудовых отношений здесь не возникает, поэтому за выполнение работ по гранту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.

В этом случае основанием для выплаты денежных средств за счет гранта является записка или иное письменное распоряжение руководителя гранта.

На основании такой записки учреждение издает приказ на выплату денежных средств, который является для бухгалтерии основанием для начислений соответствующих денежных сумм. Выплачиваемые физическим лицам суммы квалифицируются, в частности, РФФИ как компенсация трудовых затрат.

На рисунке 4 представлен пример начислений компенсации трудовых затрат за счет грантов РФФИ сотрудникам, работающим в организации, но выполняющим работы по проекту гранта за рамками трудовых отношений.

Поскольку трудовых отношений не возникает, то табель учета времени не используется, никаких расчетов отпускных и больничных листов за счет средств гранта не делается. Данные функции в ПО для расчета таких компенсаций должны быть отключены.

Начисления за счет средств гранта не зависят от отработанного времени, выплачиваются в полной сумме. Выплаты производятся по статье 290 КОСГУ.

В положении «О порядке выполнения работ по проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, и использования гранта» написано про начисления страховых взносов и отмечено, что поскольку отношения между учреждением и грантополучателем строятся вне рамок Трудового кодекса РФ, то обязательств по начислению и уплате страховых взносов нет ни у одной из сторон

Источник: http://pulsar.ru/pressa/2130/

Доходы и расходы по гранту

Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ (Сильвестрова Т.)

Правительством Российской Федерации.

В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по составлению и утверждению перечня российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — Перечень). При определении условий, при которых российская организация может претендовать на включение в Перечень, следует исходить из того, что российская организация должна обязательно иметь статус некоммерческой организации, гранты должны предоставляться на осуществление конкретных программ в области науки, образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.

  • Дт 76 Кт 86 = 1000000 – на сумму гранта, предстоящего к получению;
  • Дт 51 Кт 76 = 1000000 – получены денежные средства по гранту;
  • Дт 60 Кт 51 = 499500 – перечислено поставщику за материалы, предусмотренные сметой;
  • Дт 10 Кт 60 = 423305 – оприходованы материалы;
  • Дт 19 Кт 60 = 76195 – НДС по ТМЦ;
  • Дт 20 Кт 10 = 423305 – использованы материалы на ремонт в рамках сметы по гранту;
  • Дт 20 Кт 70, 69 = 500500 – начислена зарплата, ЕСН, страховые взносы сотрудникам за работы, предусмотренные сметой;
  • Дт 86 Кт 19 = 76195 = списание НДС по материалам по гранту;
  • Дт 98 Кт 91/1 = 923805 – стоимость работ отнесена в прочие доходы.

В валюте иностранного государства От иностранных грантодателей средства могут приходить в валюте других государств. Такие поступления необходимо перевести в рубли в соответствии с ПБУ 3/200.

Организация получила грант

К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; в виде полученных грантов.

Учет операций по получению и расходованию грантов рффи

  • Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету.

Суммы его относят на целевое финансирование.

  • ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
  • При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается.
  • Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом (далее — ЕСН) для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам. В соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса в налоговую базу в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

    Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки

    Федерации в области образования, искусства, культуры, науки, охраны окружающей среды, а также международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.

    При представлении грантодателем документов для рассмотрения вопроса о включении организации в вышеназванный Перечень в этих документах должны найти отражение следующие данные: — полное официальное наименование организации; — вид организации (по учредительным документам); — когда и кем образована данная организация и какие цели и задачи она преследует (по уставу); — для какой цели выплачиваются гранты; — данные о величине грантов; — список получателей грантов за последние три года (при большом количестве получателей — количество выданных грантов); — программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации.

    В столбец «Вид расхода» заносятся названия расходов – например: ФИО, покупка телефона, оплата услуг Интернет, авансовый отчет по канцтоварам и т. д. В столбец «Статья бюджета» – название статьи бюджета с указанием итоговой суммы по каждой статье (приложение 2). 3. Инвентарный список приобретенного оборудования (приложение 3).

    Источник: http://buh-nds.ru/dohody-i-rashody-po-grantu/

    Как коммерческой организации учесть полученный грант

    Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ (Сильвестрова Т.)

    Выпуск от 17 декабря 2010 года В конце года грантодатель, перечисливший средства физическому лицу, представляет в налоговые службы отчет по подоходному налогу ф.2-НДФЛ. статью: → «Для чего нужна справка 2-НДФЛ? Как заполнить бланк».

    Отчетность по грантам на предприятии Грантодатель имеет право требовать отчет о расходе средств, выделенных им, и соответствия его смете. Причем такие отчеты он может требовать не только по завершении целевой программы, но и на различных ее этапах. Как таковой формы отчета законодательством не установлено.

    Поэтому он составляется в свободной форме, согласованной между сторонами.

    Что такое грант и на каком счете он отражается при поступлении?

    Получение гранта не является исключением.

    Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике. Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.

    Если компания получила финансовую помощь

    Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету. Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов.

    Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ. О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы.

    Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см.
    таблицу 2). Таблица 2.

    Гранты: отражаем в учете

    • Дт91 Кт99 = 5000 – списание остатка прочих доходов и расходов;
    • Дт99 Кт68 = 1200 – начисление налога на прибыль по этой операции;
    • Дт68 Кт51 = 1200 – перечислен налог на прибыль в бюджет.

    Налоговые обязательства по грантам Порядок расчета налога на прибыль Средства, поступившие как гранты, не облагаются налогом на прибыль при условии выполнения следующих пунктов:

    • они получены безвозмездно и их не нужно возвращать;
    • лицо, выдавшее грант, указано в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ;
    • назначение финансирования – программы в области искусства, образования, здравоохранения, экологии;
    • средства израсходованы в том направлении, на которое они были выданы.

    Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, по полученному гранту необходимо начислить налог на прибыль.

    Если же по каким-либо причинам произошел перерасход денег по гранту, а организация, перечислившая его, отказывается компенсировать недостающую сумму, разницу включают в состав внереализационных расходов.

    Но важно учесть, что на недостающую сумму нельзя уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Вопрос №2.

    По каким налоговым платежам у получателя грантов возникают обязательства? Средства, полученные налогоплательщиком — физическим лицом в качестве грантов, не подлежат обложению подоходным налогам.

    Такое освобождение возникает, когда организация–грантодатель указана в специальном перечне, а полученные средства потрачены по назначению. Получатель целевых средств не обязан начислять налог на прибыль, если соблюдены требования, установленные ст. 251 НК РФ. Обязательства по ЕСН сохраняются. Также удерживается НДФЛ по заработной плате сотрудников, работающих по целевому проекту.

    Источник: http://advocatus54.ru/kak-kommercheskoj-organizatsii-uchest-poluchennyj-grant/

    Грантодержателям

    Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ (Сильвестрова Т.)

    Уважаемые грантодержатели! После получения гранта РГНФ, РФФИ, ФЦП и др. (выигранного конкурса) грантодержателю необходимо зарегистрировать проект (заполнить регистрационную карту), написать отчет по проекту, а затем закрыть проект (заполнить информационную карту).

    1.1 Заполнение регистрационной карты

    Регистрация НИОКР в ЕГИСУ должна быть проведена в течение 30-дневного срока после начала работы в соответствии с Положением о государственной регистрации и учете открытых НИОКР.

    Для регистрации тематики НИОКР в ЕГИСУ необходимо заполнить регистрационную карту (Рег. карты НИОКТР) на сайте http://www.rosrid.ru/

    Наименование НИОКР указывается полностью, в строгом соответствии с формулировками контракта/договора/плана и т. п.

    Приоритетное направление развития науки, технологий и техники, Критическая технология указываются в соответствии с формулировками контракта/договора/плана и т. п. (при наличии)

    Вид работы — либо фундаментальная, либо прикладная НИР. Указывать ОКР рекомендуется только в случае прямого указания вида работы в тексте контракта/договора/плана

    Аннотация не может содержать более 1400 символов вместе с пробелами. Текст аннотации должен описывать будущие работы по НИОКР, а не результаты, полученные в ходе ее выполнения

    Наименование федеральной целевой (государственной) программы указывается при наличии упоминания ФЦП в контракте/договоре/плане и т. п.

    Источник финансирования выбирается из следующих вариантов:

    • средства федерального бюджета — госбюджетные темы НИР, госконтракты, гранты Президента, и т. д.
    • средства сторонних организаций — хоздоговора с другими организациями
    • средства фондов поддержки научной деятельности — гранты РФФИ, РНФ и т. п.
    • собственные средства организации

    Объем финансирования указывается в тыс. руб.

    Код бюджетной классификации (КБК) выбирается из следующих вариантов (при необходимости следует уточнить в бухгалтерии):

    • 38601100210059611241 — госбюджетная тема НИР
    • 38601101466162612241 — субсидии из бюджета: гранты МК, НШ
    • 00000000000000000180 — гранты РФФИ, РНФ и др.
    • 00000000000000000130 — договора с заказчикам, соглашения с Минобрнауки

    Основание проведения НИОКР выбирается из следующих вариантов:

    • государственное задание — госбюджетная тема НИР
    • грант — грант РФФИ, РНФ, Президента и т. д.
    • договор со сторонней организацией — хоздоговора

    Число отчетов о НИОКР, планируемых к подготовке (включая промежуточные) — рекомендуется указывать минимально возможное число отчетов (каждый отчет необходимо отвезти в ЦИТИС вместе с информационной картой).

    Сведения о заказчике — поиск организации в базе ЦИТИС рекомендуется производить по ИНН заказчика.

    Консультацию по заполнению регистрационных и информационных карт можно получить в 1253 каб. или по тел. 20-17-42, 17-30.

    2. Заполнение соглашения и сметы расходов

    По вопросу использования средств поддержанного гранта обращаться в отдел планирования и сопровождения научных проектов (Чурилова Екатерина Владимировна, 1254 ауд., тел.21-89-75,13-75).

    3. Написание отчета

    Отчеты распечатывается в двух (трех) экземплярах:

    4. Заполнение информационной карты

    Заполнение информационной карты необходимо для подтверждения того, что Ваш проект закончен в государственных органах- на сайте http://www.rosrid.ru/

    Если по завершению проекта не заполнить информационную карту, то проект будет считаться незавершенным!

    Информационная карта также как и регистрационная заполняется грантодержателем на сайте http://www.rosrid.ru/

    Консультацию по заполнению регистрационных и информационных карт можно получить в 1253 каб. или по тел. 20-17-42, 17-30.

    Важная информация!

    Пример титульного листа отчета

    Методические рекомендации к заполнению отчета

    Реферативная информация о НИР и ОКР (РК и ИК) публикуется в официальных изданиях и базах данных ЦИТиС, ЕГИСУ при этом факт открытой публикации может свидетельствовать о научном приоритете исполнителя.

    РК может быть запрошена налоговыми органами для подтверждения права на льготы при выполнении научно-исследовательских работ.

    В том случае, если подготовка отчета о НИОКР не предусмотрена, по окончании работы могут быть направлены рекламно-техническое описание (РТО) либо любой текстовой документ, отражающий результаты НИОКР и отвечающий основным требованиям оформления Положении о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    Справочники для заполнения регистрационной справки:

    Источник: https://narfu.ru/science/grants/grantoderzhatelyam/

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.