Ведомственный контроль госзакупок: правила и особенности (Степанов С.Н.)

Содержание

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль госзакупок: правила и особенности (Степанов С.Н.)

Органыведомственного контроля:

  • Государственные органы
  • Муниципальные органы

Полномочия:

  • Контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков.

Порядокосуществления контроля устанавливаетсяПравительством РФ, высшим исполнительныморганом государственной власти субъектаРФ и местной администрацией(Поплану ноябрь 2013)

Контроль заказчика

Обязанностьзаказчика по контролю за:

  • исполнением П(ПИ) условий контракта в соответствии с законодательством РФ;
  • привлечением П(ПИ) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Общественный контроль

Субъектыосуществляющие общественный контроль:

  • граждане,
  • общественные объединения и
  • объединения юр. лиц.

Полномочияобщественных контролеров:

  • готовить предложения по совершенствованию законодательства РФ в сфере закупок;
  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации о закупке;
  • осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок;
  • обращаться от своего имени в уполномоченные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю ;
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы (при наличии признаков состава преступления);
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.

Контрольные вопросы для отправки тьютору

1.Перечислите органы власти, которые будут осуществлятьфункции уполномоченных органов, всоответствии с новым законодательствомо контрактной системе по:

-осуществлению контроля

— ведениюреестров

-нормативному регулированию

— аудиту

-мониторингу

Охарактеризуйтеих полномочия.

2.Опишитепорядок подачи жалобы участникомразмещения заказа с указаниемсоответствующих сроков в соответствиис ФЗ № 44.

8.1. Вводная часть

Договор международнойкупли-продажи товаров является однимиз наиболее распространённых вмеждународном коммерческом обороте.Поэтому не случайно внимание к наиболееадекватному регулированию возникающихиз него для продавца и покупателя прави обязанностей.

Среди различныхправовых средств регулирования отношенийсторон по договору международнойкупли-продажи товаров особое местозанимают ПравилаICCпо использованию национальных имеждународных торговых терминов (ICCRulesfortheuseofdomesticandinternationaltradeterms)– Инкотермс.

Широкое распространениеИнкотермс объясняется рядом причин.

Во-первых,данный документ разработан авторитетноймеждународной неправительственнойорганизацией — Международной торговойпалатой.

В начале 20 века вмире возникла ситуация, требующаясоздания постоянно действующеймеждународной организации, регулирующейсферу международной торговли. Перваяпопытка создания международного органадля объединения национальных торговыхпалат (неправительственных организаций,существующих уже тогда в развитыхстранах Европы) была предпринята в 1905году, когда в г.

Льеже (Бельгия) былоснован Международный конгресс торговыхпалат, объединивший деловые круги многихевропейских стран. В 1914 году в Парижеконгресс принял Устав, согласно которомупредполагалось создание постояннодействующего органа. Однако в тот периодэто не удалось реализовать.

Второй этапотносится к октябрю 1919 года, когда намеждународной конференции в Атлантик-Ситиделегации торговых палат пяти стран –Бельгии, Великобритании, Италии, США иФранции — приняли решение о созданииМеждународной торговой палаты (МТП).

Процесс создания МТП завершился третьимэтапом, когда в 1920 году на учредительномконгрессе в Париже был принят УставМТП, согласно которому основной задачейПалаты являлось содействие улучшениюэкономических отношений между странамии установлению международных контактов,взаимопониманию деловых кругов и ихорганизаций, устранению экономическихи политических преград, препятствующихсвободному движению товаров, капиталаи рабочей силы. Одним из средств достиженияцелей МТП является разработка различныхрекомендаций для возможного использованияпредпринимателями в договорной практике;при этом обеспечивается международнаястандартизация тех или иных правил, чтоведёт к достижению единообразия, а черезнего — к достижению наилучшеговзаимопонимания торговыми партнёрамидруг друга. Создание в мае 2000 годаНационального российского комитетаМТП позволило предпринимателям Россиилучше познакомиться с деятельностьюМеждународной торговой палаты и получитьсодействие с её стороны.

Во-вторых,данный документ в ходе его историческогоразвития не только претерпел значительныеизменения, следующие за техническимпрогрессом, прежде всего процессатранспортировки и обработки товара, нои получил признание со стороны деловыхкругов многих стран.

В-третьих,выбор того или иного базисного условияпоставки товара определяет цену,распределение расходов по доставкетовара, а в конечном счёте коммерческуюэффективность сделки международнойкупли-продажи, так как и продавцу, ипокупателю сразу становится ясен объёмпринимаемых каждым из них обязанностей.

Основной цельюИнкотермс является обобщение общепринятойкоммерческой практики, согласованиенаиболее широко распространённыхключевых понятий и обеспечение ихиспользования в виде общепринятых итребующих одинакового толкованияпонятий.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6267064/page:66/

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства

Ведомственный контроль госзакупок: правила и особенности (Степанов С.Н.)

Контроль — необходимый элемент управленческого процесса, поэтому в любой сфере должны быть подразделения, обеспечивающие надзор вышестоящих структур за нижестоящими. В данной статье рассмотрен аспект ведомственного контроля за соблюдением норм трудового права: чего ждать от проверяющих, какие документы приготовить и на что обратить особое внимание.

Общие сведения

Ведомственный контроль осуществляется в отношении государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, где функции учредителя выполняет орган МСУ. Он производится в формате проверок, целью которых является выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в поднадзорных органам местного самоуправления организациях.

Стоит отметить, что помимо надзора за исполнением трудового законодательства, можно выделить следующие виды ведомственного контроля:

  1. За закупками. Предметом проверки здесь является соблюдение законодательства о контрактной системе, в частности антимонопольного законодательства, ограничений и запретов Закона № 44-ФЗ. Также проверяется правильность обоснования закупки. Проводится в отношении заказчика и его контрактной службы.

    В числе лиц, которые наделены полномочиями его осуществлять, — сотрудники госорганов и госкорпораций («Росатом», «Роскосмос»), а также сотрудники муниципальных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.

  2. Финансовый.

    Осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими орга­нами управления по отношению к подведомствен­ным им организациям.

    Для этого в их составе функционируют специальные ревизионные управления (отделы, группы), основная задача которых — наблюдать за финансово-хозяйственным состоянием, обеспечивать сохранность денежных средств, выявлять резервы и устранять возможные нарушения законодательства.

  3. За деятельностью органов внутренних дел.

    Здесь основная задача — контролировать выполнение норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов, чтобы обеспечить своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в их работе.

    Грамотно выстроенная система надзора позволяет повысить не только уровень оперативной деятельности, но и дисциплину сотрудников, а также правильно оценить использование кадров. Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля устанавливает два основных вида проверок: плановые и внеплановые целевые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал. Внеплановая производится в целях реагирования на резкое изменение оперативной обстановки в случае ухудшения результатов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими рекомендациями, которые регламентируют госконтроль.

Виды проверок в сфере труда

Ведомственный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых определяется соблюдение в учреждении законодательства в сфере труда.

Плановая

В качестве основания здесь выступает ежегодный план, который утверждается руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль. В нем указывается наименование проверяемых организаций, их адреса, сроки проведения проверок, а также ответственный исполнитель. План на следующий год обычно размещается на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. При этом в случае, если учреждение уже проверяли в рамках государственного надзора, то ведомственная проверка переносится в соответствии с установленной в данном субъекте РФ периодичностью.

Проверяющие будут оценивать работу организации по следующим направлениям:

  • социальное партнерство в сфере труда;
  • условия трудового договора;
  • соблюдение рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда;
  • соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
  • уровень дисциплины труда;
  • проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • соблюдение норм охраны труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
  • как проходит рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Перечисленные выше направления не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.

Внеплановая

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • поступление в уполномоченный орган сообщения о нарушении трудового законодательства;
  • отсутствие отчета руководителя поднадзорного учреждения об устранении ранее выявленных нарушений.

О проведении внеплановой проверки руководителя уведомляют не менее, чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако если требуется проведение сложных исследований, срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Какие документы необходимо подготовить

Если вы готовитесь к визиту проверяющих, то вам необходимо приготовить все локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, которые устанавливают обязательные требования либо касаются трудовой функции работников, в том числе:

  • коллективный договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • положения об оплате труда, премировании, компенсационных и стимулирующих выплатах;
  • штатное расписание;
  • график отпусков;
  • трудовые договоры и журнал их регистрации (а также изменений к ним);
  • трудовые книжки и книгу учета их движения (а также вкладышей в них);
  • личные дела руководителей и специалистов, личные карточки работников (форма Т-2);
  • приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе и т. д.);
  • приказы об отпусках и командировках;
  • приказы по основной деятельности;
  • журналы регистрации приказов;
  • табель учета рабочего времени;
  • платежные документы;
  • ведомости на выдачу заработной платы;
  • расчетные листки;
  • список несовершеннолетних работников, работников-инвалидов, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • медицинские справки;
  • договоры о материальной ответственности;
  • положение об аттестации, приказ о создании аттестационной комиссии, отзывы, аттестационные листы;
  • иные локальные нормативные акты и документы.

Также рекомендуется вести учет проверок, проводимых в отношении вашей организации, поскольку проверяющие делают соответствующую отметку в акте, если такой учет отсутствует.

Источник: http://ppt.ru/art/rabota/vedomstvenniy-control

Контроль в сфере закупок, противодействие коррупции

Ведомственный контроль госзакупок: правила и особенности (Степанов С.Н.)

Надзор над реализацией принципов контрактной системы закупок – неотъемлемая часть этой закупочной деятельности, гарантия ее прозрачности и легитимности. Однако в условиях часто меняющегося законодательства и значительного количества контролирующих инстанций навязчивый контроль в сфере закупок может стать проблемой для бюджетного учреждения.

Уровни контроля

Система надзора проведения госзакупок регламентирована главой 5 ФЗ № 44. Ее содержание позволяет выделить следующие уровни проведения контроля:

  • мероприятия, реализуемые органами федеральной власти;
  • контроль, проводимый уполномоченными региональными структурами;
  • муниципальный контроль со стороны органов местного самоуправления;
  • ведомственный контроль в сфере закупок, реализуемый госкорпорацией «Росатом», органами управления внебюджетными фондами и отчасти – муниципальными структурами в отношении подведомственных заказчиков;
  • контроль заказчика над исполнением контракта подрядчиком/поставщиком и привлеченным им субподрядчиком/соисполнителем из числа субъектов мелкого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих учреждений;
  • общественный контроль со стороны организаций и отдельных граждан с использованием данных публичных источников;
  • ведение двух специализированных госреестров, содержащих сведения о заключенных контрактах, недобросовестных поставщиках-победителях конкурсных процедур, уклонившихся от заключения сделки либо отстраненных от исполнения контракта по вердикту суда.

Субъекты контрольной деятельности

Согласно ст.99 ФЗ № 44, надзор за соблюдением законодательства о закупочной деятельности проводится в отношении:

  • муниципальных и госзаказчиков;
  • контрактных служб;
  • контрактных управляющих;
  • комиссий по осуществлению госзакупок и их отдельных членов;
  • операторов электронных площадок.

Проверка закупок входит в компетенцию:

  • Федерального казначейства.
  • ФАС как антимонопольного органа.
  • Росфиннадзора как органа финансово-бюджетного контроля.
  • Счетной палаты РФ.
  • Контрольно-ревизионных учреждений, созданных субъектами РФ и муниципалитетами.
  • Органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения госзаказов.
  • Прокуратуры как органа общего надзора за законностью.

Несмотря на значительное количество контролирующих инстанций, все они реализуют разные цели. Их полномочия практически не пересекаются.

Коррупционная составляющая

Коррупция в сфере закупок – бич, в той или иной мере преследующий их участников во всех странах мира. Возможность получить многомиллионный контракт для субъекта хозяйствования является сверхважной целью.

Учитывая объемы теневой экономики, очевидна финансовая возможность бизнесменов рассчитываться за оказанную чиновниками «помощь» не учтенными на балансе средствами.

Спрос порождает предложение. По оценкам специалистов, уровень «откатов» в карманы чиновников достигает 15-20% суммы госконтракта.

Внедрение электронной системы закупок породило множество махинаций:

  • направленных на ограничение конкуренции;
  • обеспечивающих возможность отдать госзаказ конкретному субъекту предпринимательства.

Наиболее распространенными среди них были:

  • оформление тендеров задним числом на уже предоставленные услуги или выполненные работы;
  • нарушение сроков публикации информации о заказе;
  • неполнота обнародованных сведений, их недостаточность для подготовки заявки;
  • ошибки в написании объекта закупки, выборе его групповой категории.

Распространенным способом мошенничества была замена кириллических символов на визуально схожие латинские. Это приводило к усложнению поиска заказа в электронной системе.

Противодействие коррупции в сфере закупок со стороны уполномоченных органов, выявление фактов нарушений и привлечение виновных к ответственности возымело результат. Сегодня количество грубых и явных нарушений резко снизилось.

Неправомерное содействие избранным субъектам хозяйствования обрело более сложную и скрытую форму.

Наибольшее распространение получили:

  • необоснованно завышенные требования к исполнителю, выписанные под конкретного субъекта хозяйствования;
  • установление сжатых сроков на подготовку и подачу заявки.

В последнем случае к тендеру оказывается готов только один субъект – осведомленный о конкурсе заранее.

Общественный контроль государственных закупок:

Контроль в сфере закупок по контрактной системе

Работу по контрактной системе в сфере закупок признали неудовлетворительной

Тендеры и коррупция. Контроль гос.закупок. E-tenders.

«Коррупция в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»

Источник: http://otendere.com/zakupki/goszakupki/kontrol-gosudarstvennyx-zakupok.html

Ведомственный контроль — это контроль вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям :

Ведомственный контроль госзакупок: правила и особенности (Степанов С.Н.)

Ведомственный контроль представляет собой процедуру надзора вышестоящих структур за нижестоящими. Он выступает в качестве неотъемлемого компонента административной деятельности. Рассмотрим далее, что собой представляет организация ведомственного контроля.

Задачи институтов

Органы ведомственного контроля должны обеспечивать:

  1. Надзор за соответствием деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства.
  2. Своевременное предотвращение, выявление и пресечение нарушений нормативных предписаний.
  3. Принятие мер по сохранению, эффективному и целевому использованию материальных ценностей.
  4. Выявление неэксплуатируемых резервов для повышения результативности работы нижестоящих структур.

Функции уполномоченных институтов

Они устанавливаются отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими материалами, регламентирующими государственный контроль. Надзорные инстанции действуют в рамках своей компетенции и исполняют вмененные им обязанности. Среди основных их функций следует отметить:

  1. Координацию работы структурных подразделений, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля.
  2. Планирование и выполнение проверок.
  3. Разработку проектов правовых документов, регламентирующих ведомственный контроль.
  4. Оказание методологической поддержки нижестоящим структурам для повышения эффективности их работы.
  5. Изучение и распространение в соответствующих отраслях наиболее совершенных форм организации и выполнения ведомственного контроля.
  6. Анализ выявленных нарушений и внесение предложений по корректировке и дополнению законодательной базы, регламентирующей экономические отношения, в установленном порядке.
  7. Обеспечение надзора за устранением нижестоящими структурами обнаруженных несоответствий, учета выполненных проверок, их результатов и мер, которые были приняты.
  8. Составление и представление отчетов о выполненной работе.

Классификация проверок

Контроль и ревизия могут быть:

  1. Плановыми. Они предполагают проверку деятельности организаций, находящихся в подчинении соответствующего органа госуправления либо входящих в его состав.
  2. Внеплановыми. Контроль и ревизия могут выполняться по поручению правоохранительных служб и их руководителей в рамках возбужденных уголовных дел, судебных инстанций по материалам, находящимся в их производстве.
  3. Камеральными.

Кроме этого контрольно-ревизионное управление проводит мероприятия по наблюдению, оценке, анализу, выявлению причинно-следственных связей, прогнозированию обстоятельств, которые могут оказать влияние на результаты работы подчиненных структур. Данная деятельность именуется мониторингом.

Руководители надзорных инстанций

Они несут ответственность за работу, которую выполняет их контрольно-ревизионное управление. В настоящее время существенно возросла роль специалистов, осуществляющих проверки.

Руководители служб, выполняющих ведомственный финансовый контроль и хозяйственный надзор, по своей должности входят в состав коллегиальных структур соответствующих министерств. Законодательством предусматривается особый порядок их назначения.

Кандидатуры должны согласовываться в установленном порядке:

  1. В госорганах (кроме местных распорядительных и исполнительных структур базового и первичного уровней) и прочих организациях, региональных объединениях, включенных в список федеральных институтов, их подразделениях – с Минфином.
  2. В отделениях (подчиненных институтах) – с соответствующими вышестоящими министерствами, объединениями.
  3. В местных распорядительных и исполнительных структурах базового и первичного уровней – с территориальными подразделениями Минфина.

Специфика работы

Ведомственный контроль регламентируется отраслевыми инструкциями.

Для повышения эффективности своей работы надзорные структуры разрабатывают методическую, нормативную, справочную литературу, указания, рекомендации, предложения и обзоры, касающиеся планирования и выполнения проверок, совершенствования надзорных методов.

По указу президента, на министерства и прочие административные институты возлагается обязанность проводить ведомственный контроль деятельности всех структур, подчиненных им или входящих в их состав, с федеральной формой собственности или с ее долей.

Важный момент

При министерствах и прочих административных структурах могут формироваться специальные организации, осуществляющие ведомственный контроль.

В случае его проведения на предприятии с долей госсобственности в отчетном периоде оно освобождается от ежегодных обязательных аудиторских проверок.

Индивидуальная ответственность за состояние надзорной деятельности возлагается на руководителей соответствующих институтов.

Существующие сложности

Как отмечают эксперты, с появлением новых видов собственности, расширением самостоятельности действующих предприятий, а также сокращением количества отраслевых министерств и изменением их функций область распространения ведомственного контроля существенно уменьшается.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема совершенствования надзорных методов. В первую очередь это обусловливается тем, что ведомственный контроль реализует подчиненную, вспомогательную функцию.

Он не является обособленной административной задачей, а только обеспечивает регулирование тех или иных отклонений в работе хозяйствующих субъектов. В этой связи ведомственный контроль не может вносить принципиальные изменения в характер и форму их деятельности.

В современных рыночных условиях тем не менее данная разновидность надзора должна отличаться достоверностью, оперативностью и мобильностью. В этой связи считается нецелесообразным формирование в министерской структуре многочисленного ведомственного контрольного аппарата.

Между тем имеет место и иное мнение. Эксперты полагают, что ведомственный контроль должен быть качественнее вневедомственного, поскольку ведомствам предоставляется большая самостоятельность, они обладают высококвалифицированными специалистами, знающими лучше особенности деятельности подчиненных предприятий. Поэтому сокращение их численности может привести к снижению эффективности надзора.

Проведение внутренних проверок на предприятиях

Такой ведомственный контроль выполняется руководителем, работниками бухгалтерии либо сотрудниками страховой организации, членами ревизионной комиссии или специально сформированным подразделением административного аппарата, которое находится в подчинении начальника.

В качестве ключевой цели проверки выступает обеспечение эффективности функционирования на всех уровнях защиты имущественных интересов собственников, акционеров и всего предприятия в целом. Ревизия осуществляется по инструкции и плану, утвержденным директором.

К сожалению, в настоящее время квалификация экспертов, их зависимость от руководства филиалов, текучесть кадров, отсутствие конкретных методических рекомендаций, несовершенство зарплаты специалистов не позволяют достичь всех поставленных целей.

Согласно ФЗ «О хозяйственных обществах», контроль деятельности таких предприятий, их филиалов, дочерних компаний, руководителя и должностных лиц проводит ревизионная комиссия. Она избирается общим собранием участников. Им же утверждается порядок проведения проверки.

Работа ревизионной комиссии

На эту структуру возлагаются обязанности по надзору за соблюдением:

  1. Устава предприятия.
  2. Внутреннего распорядка.
  3. Правомерности договоров и выполненных хозяйственных операций.

Ревизионная комиссия контролирует сохранность имущества, расходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, правильность ведения учета, расчета с сотрудниками, отчетности. Кроме этого, она проверяет своевременность рассмотрения должностными лицами и администрацией заявлений и жалоб участников общества.

Права комиссии

Ревизионная служба может:

  1. Проверять сохранность денежных средств и имущества, соответствие их использования целевому назначению.
  2. Требовать от сотрудников материалы, необходимые для ревизии.
  3. Участвовать в проверках хозяйственной деятельности, выполняемых уполномоченными госструктурами.
  4. Принимать меры по компенсации вреда и привлечению виновных к ответственности в случае выявления хищений, растрат и прочих злоупотреблений.
  5. Вносить предложения по результатам проведенных проверок.

По завершении деятельности комиссия составляет акт ведомственного контроля. Этот документ прилагается к годовому отчету предприятия. Без заключения комиссии общее собрание не вправе утверждать финансовую документацию. В годовом докладе комиссия освещает результаты своей деятельности.

В частности, в отчете участники общества информируются о степени выполнения плана по социальному и производственному развитию, финансовом состоянии предприятия, сохранности имущества, соблюдении работниками правил и устава.

Кроме этого, в отдельном разделе приводятся результаты непосредственной работы комиссии. В частности, освещаются вопросы, касающиеся планирования, выполнения ревизий в текущем году, ключевые показатели, меры, принятые администрацией.

В заключении приводятся предложения, ориентированные на устранение обнаруженных нарушений и недостатков, повышение эффективности работы предприятия в следующем году.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-vedomstvennyj-kontrol-eto-kontrol-vyshestoyashhego-organa-po-otnosheniyu-k-podvedomstvennym-organizaciyam.html

Ведомственный контроль закупок: кто и как проверяет

Ведомственный контроль госзакупок: правила и особенности (Степанов С.Н.)

Один из главных принципов сферы закупок — это прозрачность. На практике она обеспечивается контролем, проводимым на нескольких уровнях сразу. Расскажем подробнее, что это за контроль, и как он осуществляется.

Кто осуществляет ведомственный контроль

При закупках по 44-ФЗ, если проводится ведомственный контроль, проверяют всех: от контрактного управляющего и всех членов контрактной службы и комиссии по закупкам до операторов ЭТП и сотрудников уполномоченных учреждений.

Полный перечень субъектов, в отношении которых осуществляется проверка при ведомственном контроле, приведен в ст. 99 Закона №44-ФЗ, в части 2. Контроль осуществляют не только контрольные органы. Вышестоящие организации следят за тем, чтобы находящиеся в их ведомственном подчинении заказчики корректно соблюдали порядок планирования и проведения закупок.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:         

В числе лиц, которые наделены полномочиями осуществлять ведомственный контроль, сотрудники госорганов и госкорпораций («Росатом» и «Роскосмос»), а также сотрудники муниципальных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.

Как регулируется проведение ведомственного контроля

Правительство РФ утвердило правила, согласно которым проводится ведомственный контроль, в своем Постановлении № 89 от 10.02.2014, детализировав общие требования к тому, как проводить ведомственные проверки.

Все профильные министерства и ведомства к настоящему моменту уже утвердили и ввели в действие свои собственные регламенты закупочного контроля.

Такие документы утвердили Минкомсвязь, Минкультуры, Росстат, и другие государственные ведомства и учреждения, вплоть до МЧС.

В документах, которые были утверждены госучреждениями и ведомствами, регламентирован в деталях каждый этап проверки, как его следует проводить, в какие сроки и по какому алгоритму.

Помимо регламента самой процедуры, в таких документах учреждения указывают состав комиссий, которые осуществляют проверки, сколько туда должно входить сотрудников, и какие к ним предъявляются требования.

Права сотрудников проверочных комиссий, полномочия, которыми они наделены, а также то, как следует оформлять их отчеты и результаты проверки — все это также указано в таких документах.

Сущность ведомственного контроля

Следует особо отметить, что ведомственный контроль проводят только в отношении заказчика и контрактной службы заказчика, но не поставщика.

Предметом проверки при ведомственном контроле является соблюдение норм законодательства о контрактной системе.

А именно: соблюдает ли заказчик все ограничения и запреты Закона №44-ФЗ, правильно ли обосновывает закупки, верно ли определяет НМЦК, не ограничивает ли конкуренцию и.т.д.

Скачать регламент

Какие бывают проверки при ведомственном контроле

Проверки при ведомственном контроле бывают двух видов: документарные и выездные (проводятся по приказу главы ведомства). Перед тем, как осуществить проверку, проверяющие обязаны по закону уведомить о ней заказчика.

Заказчик, впрочем, в соответствии с постановлением Правительства РФ №89, не может ни отказать проверяющим в доступе на территорию организации, ни препятствовать фото- и видеосъемке, копированию документов. Заказчик также по закону обязан предоставить либо устно, либо письменно, пояснения на любые вопросы проверки.

Выездные проверки осуществляются в случаях, которые указаны в регламентах ведомственного контроля, утвержденных учреждениями. Например, чтобы проконтролировать реальное соответствие выполненной работы условиям госконтракта (здесь и далее рассматривается пример по регламенту Минобрнауки).

Выездные проверки также осуществляются по поручению министра (или уполномоченного должностного лица). Во всех остальных случаях, не подпадающих под регламент, проверки Министерство осуществляет только документальным образом.

В вышеупомянутом Постановлении №89 срок проведения ведомственного контроля определен как «не дольше 15 дней».

Однократно по специальному решению главы ведомства этот срок может быть увеличен на те же 15 дней.

В качестве итога ведомственной проверки составляют акт с фиксацией всех найденных нарушений, о которых проверяющие обязаны сообщить соответствующим ведомствам (например, ФАС).

Может ли контролер быть членом комиссии заказчика

Да, закон №44-ФЗ не содержит запрета на то, чтобы специалист ведомственного контроля (ст. 100 44-ФЗ) принимал участие в комиссии по закупкам. Таким образом, контролер теоретически при ведомственном контроле может проверять сам себя и комиссию, в которой он работает.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Полистать журнал

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102927-vedomstvennyy-kontrol-zakupok

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Ведомственный контроль госзакупок: правила и особенности (Степанов С.Н.)

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль.

Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами.

Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

  1. Внутренний;
  2. Общественный;
  3. Ведомственный.

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению. 
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки. 

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ.

Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.

2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок. 
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/228-kontrol

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.