+7(499)495-49-41

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: практика Международного суда ООН (Фонтанелли Ф.)

Украина против России: конфликт дошел до высшего суда ООН

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: практика Международного суда ООН (Фонтанелли Ф.)

Aнна Холлиган Корреспондент Би-би-си в Гааге

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption “Сегодня я стою перед мировым судом и прошу у вас защиты”, – так начала свою речь глава украинской делегации, заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль

Яркие люстры и витражные окна, через которые льется свет в судебную палату Дворца мира в Гааге – вполне подходящая величественная арена для процесса, который может стать ключевым моментом в затянувшемся конфликте.

Студенты, репортеры, дипломаты и представители обеих сторон конфликта занимают места в зале суда, чтобы стать свидетелями исторического момента.

Впервые Международному суду ООН приходится иметь дело с обвинениями отдельного государства в поддержке терроризма.

“Сегодня я стою перед мировым судом и прошу у вас защиты”, – так начала свою речь глава украинской делегации, заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль.

Она заявила судьям, что у Киева нет сомнений в том, откуда поступает вооружение сторонникам самопровозглашенных “народных республик” Донбасса. Она также сказала, что ставки в этом конфликте все время повышаются и, несмотря на инцидент со сбитым над восточной Украиной рейсом MH17, Россия не прекратила поддержку терроризма.

Украина пытается убедить Международный суд ООН в необходимости введения срочных временных мер с тем, чтобы не допустить дальнейшего усугубления или расширения конфликта и предотвратить дальнейшее “культурное давление”.

Украина, которая в ходе конфликта уже потеряла более 10 тысяч человек, апеллирует к двум международным конвенциям, подписанным и – по словам украинских представителей – нарушенным Россией. Это конвенции о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Защитить культурное наследие

Еще в январе Украина передала в Международный суд ООН 45-страничный обвинительный протокол, в котором обвиняет Россию в совершении террористических актов и нарушении прав человека.

Елена Зеркаль сказала судьям, что Москва использует советский подход при нарушении прав человека. Россия, по ее словам, “подавляет несогласных с властью” и “нарушает права миллионов украинских граждан, включая в некоторых случаях право на жизнь”.

По словам Зеркаль, юридическое вмешательство Международного суда необходимо для того, чтобы защитить культурное наследие этнических украинцев, проживающих в Крыму.

Россия аннексировала Крым в марте 2014 года после стремительно проведенного под контролем российских военных референдума, легитимность которого Украина и большинство стран-членов ООН не признают. Конфликт вокруг полуострова стал одной из причин введения против России санкций со стороны стран Запада.

Россия объясняет аннексию Крыма, в частности, необходимостью защитить живущих на полуострове этнических русских от дискриминации.

Москва также последовательно отрицает свою причастность к вооруженному конфликту на востоке Украины и к катастрофе самолета Malaysia Airlines.

Апелляция к прецеденту

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Репортеры и дипломаты, собравшиеся в Международном суде ООН в Гааге, могут стать свидетелями исторического события

Один из важных моментов этого судебного процесса заключается в том, что Россия в нем участвует, в отличие от многих других судов, которые российская сторона обычно игнорирует.

Объявление Кремля о том, что Россия выходит из Международного уголовного суда (когда-то подписав, но так и не ратифицировав Римский статут) было воспринято как символический щелчок по носу официального Киева после того, как прокурор МУС сравнил аннексию Крыма с “бессрочной оккупацией”.

Украина подала несколько исков против России в Европейский суд по правам человека, однако российский Верховный суд оставляет за собой право последнего слова по любому решению ЕСПЧ.

Ожидается, что Россия будет оспаривать юрисдикцию Международного суда ООН. И тут уже есть прецедент.

При рассмотрении похожего иска, когда Грузия обвиняла Россию в нарушении той же конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный суд ООН в конечном итоге согласился с тем, что это дело не подпадает под мандат суда.

Украина также призвала Россию выплатить компенсацию за “террористические акты”, включая сбитый в июле 2014 года малазийский “боинг” MH17.

Родственники погибших в катастрофе MH17 ждут

Среди тех, кто следит за начавшимся в Гааге заседанием Международного суда ООН – родственники некоторых из погибших 298 пассажиров и членов экипажа рейса MH17.

Как заключили голландские следователи, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур Boeing-737 был сбит прибывшим из России “Буком”, который был выпущен с территории, находившейся под контролем пророссийских сепаратистов на востоке Украины.

Ханс де Борст потерял своего единственного ребенка, 17-летнего сына Элсемика. Он неоднократно призывал президента Путина выдать подозреваемых в запуске “Бука”.

Силене Фредрикс, чей сын тоже находился на борту самолета, не питает особых иллюзий по поводу того, что совершившие это преступление будут наказаны, но она все равно с надеждой следит за каждым судом.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Российскую позицию на слушаниях среди прочих представляет директор правового департамента МИД России Роман Колодкин

Суд может затянуться на годы

С начала конфликта на востоке Украины прошло уже почти три года; есть ощущение того, что решение необходимо найти как можно скорее.

По словам украинских властей, уже после их обращения в Международный суд ООН “российские ракеты продолжают сыпаться на жилые кварталы”.

Сможет ли этот судебный процесс к восстановлению мира на Украине?

Судьи, среди которых есть и один гражданин России, на протяжении нескольких дней будут заслушивать позиции сторон, прежде чем вынести свое первое решение о том, стоит ли вводить какие-либо временные меры. Киев хочет, чтобы одной из таких мер стало “немедленное и безоговорочное прекращение всякой поддержки незаконных вооруженных формирований, которые совершают акты терроризма на Украине”.

Сам же процесс рассмотрения иска по существу может затянуться на годы.

Вердикт Международного суда ООН окончательный и обладает обязательным характером, однако у суда нет никаких возможностей добиться исполнения принятых им решений.

Украинская делегация призвала суд к действию, сказав, что конфликт зашел в тупик, все дипломатические пути решения исчерпаны, тогда как через украино-российскую границу по-прежнему идет поток оружия и денег.

Украинские представители предупредили собравшихся во Дворце мира в Гааге, что “Украина не может бесконечно сидеть сложа руки и пировать во время чумы”.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-39189244

Деятельность международного суда. Международный суд ООН и его решения :

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: практика Международного суда ООН (Фонтанелли Ф.)

Международный суд ООН, в соответствии с п. 1 ст. 7 Устава организации, выступает в качестве одного из основных органов, уполномоченных на рассмотрение мировых споров. Данная инстанция функционирует на постоянной основе.

Международное право: Международный суд ООН

В п. 1 ст. 33 указанного документа приводится перечень средств урегулирования конфликтов между государствами. Одним из них выступает разбирательство в суде. Рассматриваемый институт был учрежден в 1945 году. Статут суда, совместно с гл. 14 Устава ООН, были разработаны на конференциях в Сан-Франциско и Думбартон-Оксе.

Они проводились в 1945 и 1944 годах, соответственно. Все члены ООН выступают и как участники Статута Суда. Государства, не входящие в организацию, могут стать ими на условиях, установленных Ген. Ассамблеей по рекомендации СБ.

Совет Безопасности устанавливает порядок, в соответствии с которым рассматривается каждое отдельное дело в Международном суде.

Состав

В Международный суд ООН входит 15 человек. Они формируют независимую коллегию. Члены инстанции выбираются независимо от гражданства.

Они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые предъявляются в их государствах к кандидатам на высшие судебные должности. Члены органа могут быть также юристами, с признанным мировым авторитетом.

Кандидаты в Международный суд в каждой стране выдвигаются “национальными группами”. В них входят члены Постоянной палаты третейской инстанции.

В случае если какое-либо государство не участвует в ней, то формируется специальная национальная группа. Окончательный состав утверждается СБ и Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, внесенных в перечень по представлению указанных групп. Международный суд выбирает председателя и вице-председателя.

Продолжительность их полномочий – три года. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Голосование осуществляется тайно по принципу абсолютного большинства. В случае если Председатель выступает в качестве одной из стороны в споре, который рассматривает Международный суд, он должен уступить свое место.

Аналогичное правило действует и в отношении вице-председателя.

Секретарь

Он также избирается абсолютным большинством. Срок полномочий – 7 лет. Секретарь также может переизбираться. Аналогичный порядок действует и для его заместителя. Работа секретаря осуществляется в следующих направлениях:

  1. Судебном. Она заключается в подборе различных прецедентов, договорных, нормативных текстов, мнений компетентных юристов.
  2. Дипломатическом. В полномочия секретариата входит направление различных сообщений от имени Международного суда.
  3. Финансовом и административном. Секретариат выполняет работу, связанную с решениями кадровых вопросов, подготовкой бюджета, помещений и пр.
  4. Лингвистическом. В компетенцию секретариата входит выполнение редактирования и перевода документов.

Ad hoc

Деятельность Международного суда в отношении некоторых споров может осуществляться не только выбранными 15 членами. При разбирательстве определенных конфликтов могут участвовать и так называемые лица ad hoc. Они являются судьями, которые избираются по ст.

31 Статута по выбору страны-стороны в споре, если она не представлена на слушаниях. Если в составе коллегии присутствует лицо, являющееся гражданином одного из участников конфликта, другой может выбрать для присутствия на заседании лицо по собственному выбору. Такие судьи не выступают как постоянные члены.

Они привлекаются только к разбирательству конкретных споров. Вместе с этим, в процессе рассмотрения материалов они обладают равными правами с другими избранными членами коллегии. Международный суд также может пригласить для участия в заседании асессоров.

В отличие от лиц ad hoc, они не обладают правом голоса и выбираются самой коллегией, а не сторонами.

Процедура

Инстанция располагается в Гааге. Однако ее местонахождение не создает препятствий для выполнения своих задач в любом ином месте. По п. 1 ст. 23 Статута, орган действует постоянно, кроме вакаций (каникул), продолжительность и сроки которых устанавливает сам Суд.

Члены коллегии должны находиться в распоряжении инстанции в любое время, кроме периодов пребывания в отпуске, на больничном или отсутствия по другим серьезным причинам. Заседания проводятся в полном составе коллегии, за исключением случаев, прямо установленных Статутом.

Для формирования присутствия достаточно кворума в 9 судей. По п. 1 ст. 30 Статута, коллегия составляет регламент. В нем определяется порядок реализации инстанцией своих функций, устанавливаются правила судопроизводства. Заседания ведутся на английском или французском языках.

При этом каждой стороне спора разрешается использовать и иной язык, переводя документы и речи на один из официальных.

Стадии

Разбирательство проходит, как правило, два этапа: письменный и устный. Первая стадия может продолжаться до нескольких месяцев. Это обуславливается тем, что от каждой стороны необходимо предоставление письменных разъяснений-меморандумов.

Обычно для начала дела в Суд передается соглашение двух стран – так называемого компромисса о рассмотрении. Государство может принять на себя обязательство подчиниться компетенции коллегии. В этом случае подается односторонний иск в Международный суд от другой стороны.

Устное рассмотрение спора начинается, когда все материалы изучены, и проведена подготовка к слушанию. Этот этап продолжается обычно несколько дней. В некоторых случаях он может длиться 2-3 недели. Выступление сторон осуществляется через их представителей.

Участники разбирательства могут использовать помощь адвокатов и поверенных. После проведения устного разбирательства, начинается закрытое совещание.

Решения Международного суда ООН

После завершения устной стадии разбирательства коллегия удаляется на закрытое совещание. Решения Международного суда принимаются простым большинством. Если в ходе вынесения акта образовалось равное количество , то определяющим будет мнение Председателя. По ст.

57 Статута, каждый член коллегии может представить свое особое мнение, если он не согласен с частью постановления Международного суда или с ним в целом. В п. 2 ст. 74 установлены ограничения для уполномоченных лиц. В частности, судьи вправе или только заявить о своем несогласии, или представить свое мнение, возражая против мотивов или решения в целом.

В последнем случае мнение именуется особым, в первом – индивидуальным. Согласно практике Постоянной палаты, они должны быть представлены до второго чтения проекта постановления. Это необходимо для того, чтобы мнения и сам проект были направлены одновременно для публикации. Признание юрисдикции Международного суда не является обязанностью государств.

Однако, если она была воспринята на официальном уровне, то акты, вынесенные коллегией, являются обязательными для исполнения на территории таких стран.

Обжалование и реализация

Решение Суда является окончательным – оспорить его нельзя. Стороны вправе только обратиться в инстанцию для толкования акта или пересмотра по открывшимся обстоятельствам, если последние не были известны при рассмотрении спора. П. 2 ст.

94 предусматривается способ обеспечения исполнения решения. Если кто-либо из участников не выполняет возложенные в соответствии с вынесенным актом обязательства, другая сторона может обратиться в СБ.

Совет Безопасности, при необходимости, вправе направить рекомендации или предпринять принудительные меры.

Компетенция коллегии

Юрисдикция Международных судов определяется в гл. 2 и гл. 4 Статута. Компетенция распространяется только на межгосударственные споры. Суд не вправе рассматривать конфликты, возникшие между частным лицом и страной или двумя гражданами. Вместе с этим разбирательство может осуществляться только при согласии всех сторон.

Из этого следует, что юрисдикция Суда для государств является факультативной, а не обязательной. Соответствующее положение о компетенции было закреплено на конференции в Сан-Франциско. Факультативность юрисдикции выражается в том, что по п. 1 ст.

36 Статута, к ведению коллегии могут относиться споры, которые переданы ей сторонами.

Обязательная компетенция

Страны, участвующие в Статуте, могут признать ее по конкретным делам. В документе предусмотрено несколько вариантов принятия обязательности компетенции.

Например, государство вправе выступить с заявлением или стать участником двустороннего соглашения, в условиях которого присутствуют соответствующие положения о юрисдикции Международного суда.

К последним, в частности, относятся договоры о мире, сотрудничестве, совместном использовании естественных ресурсов, разграничении морского пространства и пр.

Практика оговорок

Она применяется достаточно широко и в ряде случаев значительно сужает пределы распространения обязательной юрисдикции Суда. В юридических изданиях выделяют, как правило, 4 типа оговорок. По своей сути, они выступают в качестве норм международного права. К ним относят оговорки:

  1. По ситуациям, имевшим место до принятия заявления.
  2. О неподсудности вопросов, входящих во внутригосударственную компетенцию.
  3. Об условиях взаимности.
  4. О частичном исключении из обязательной юрисдикции споров, касающихся исполнения и толкования многосторонних конвенций.

Дополнительная классификация

Прочие оговорки можно подразделить на 5 видов. Наиболее популярными считаются такие, которые относят признание обязательности компетенции Суда к спорам, при разрешении которых участники согласятся либо согласились использовать иные способы мирного урегулирования. Такие оговорки включаются в текст большинства стран.

Следует сказать, что положение об использовании иных методов урегулирования споров имеет большое значение. Оно ограничивает область распространения обязательной компетенции только такими вопросами, в отношении которых нет договоренности о применении прочих мирных средств.

Это положение вводит пределы субсидиарности, дополнительности юрисдикции Суда.

Достаточно важная группа конфликтных отношений из компетенции коллегии исключается оговорками, относящимися к событиям, связанным с военной оккупацией, войной, боевыми действиями, прочими вооруженными актами.

В определенной степени опосредованной международным соглашением считается положение, включенное в заявление стран-членов Британского содружества о неподчинении споров, которые между ними возникают, юрисдикции Суда. Некоторые оговорки ограничивают компетенцию коллегии по конкретным спорам или конфликтам с определенными государствами.

Так, к примеру, Гватемала в своем заявлении указала, что ее разбирательство с Великобританией о Белизе неподсудно инстанции и может рассматриваться в Международном суде исключительно на основах справедливости.

Заключение

Кроме заявлений государств, юрисдикция Суда предусмотрена в различных конвенциях. Этими документами регламентируются некоторые особые сферы межгосударственных отношений.

В таких конвенциях обычно достаточно жестко фиксируются правила и условия, по которым страны могут передать дела на разбирательство в Международный суд.

Все это говорит о том, что несмотря на сравнительно низкую степень признания обязательной компетенции коллегии, она все же наделяется в некоторых случаях достаточно широкими полномочиями.

В качестве одного из общепринятых положений выступает требование к истцу об обосновании юрисдикции Суда в рассмотрении данного конфликта по существу. Кроме того, именно на заявителя возлагается обязанность по доказыванию самого факта существования спора и его юридической природы.

В случае нарушения этого требования предъявляемая претензия становится беспредметной. Соответственно, юрисдикция Суда применяться не может. Кроме прямых функций, коллегия исполняет и консультативные.

Суд дает разъяснения по любым правовым вопросам по запросам любой организации или учреждения, которые уполномочены направлять их.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-deyatelnost-mezhdunarodnogo-suda-mezhdunarodnyj-sud-oon-i-ego-resheniya.html

Гаагский вердикт: что означает решение суда ООН по иску Украины к России

Временные меры в ситуациях вооруженного конфликта: практика Международного суда ООН (Фонтанелли Ф.)

Международный суд ООН в Гааге огласил промежуточное решение по иску Украины к РФ. Киев требовал от Москвы прекратить «этнические притеснения» в Крыму, а также финансирование «террористических» групп в ДНР и ЛНР.

России предписано выполнять нормы Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которые касаются деятельности крымских татар. Украинские «доказательства» поддержки Москвой ополчения в Донбассе судьи посчитали недостаточно вескими.

Вердикт является временным и будет действовать до тех пор, пока суд ООН не рассмотрит вопрос по существу и не вынесет окончательное решение. О значении предварительных итогов и вольной трактовке их Киевом — в материале RT.

Россия не причастна к финансированию терроризма. К такому выводу пришёл Международный суд ООН в Гааге, который отказался вводить временные меры по отношению к России. Украина не предоставила для принятия такого решения должных доказательств, заявил зачитавший вердикт председатель суда Ронни Абрахам.

Суд удовлетворил другую просьбу Украины, которая касается защиты крымских татар. Например, истец требовал восстановить работу Меджлиса крымско-татарского народа и прекратить этническую дискриминацию населения Крыма.

В то же время МИД России считает важным, что Международный суд ООН при рассмотрении иска Украины не поддержал заявления Киева о статусе Крыма.

«Важно, что суд занял принципиальную позицию и не поддержал заявления Украины о якобы имеющей место «агрессии», «оккупации» или о статусе Крыма как не относящиеся к сути разбирательства», — говорится в комментарии департамента информации и печати МИД в соцсети .

Председатель комиссии международного права Российской ассоциации содействия ООН по экономическим, социальным и культурным правам, профессор РУДН и МГИМО Аслан Абашидзе в беседе с RT отмечает, что решение суда по Крыму не имеет для России особого значения, поскольку страна и так выполняет все эти предписания.

«В частности, Россия должна обеспечить доступ к образованию на украинском языке. Но Россия этот вопрос давно решила. В этом субъекте по закону и так три официальных языка — русский, украинский и татарский.

Что касается дискриминации институтов, от которых Россия должна воздержаться, то можно отметить, что для крымских татар никогда столько не делали, как после присоединения Крыма.

Например, для репрессированных татар введён упрощённый порядок получения гражданства РФ», — напомнил Абашидзе.

«Все помнят подрыв ЛЭП в Крыму. Если представители меджлиса теперь будут совершать такие вражеские действия на территории Крыма, то это будет нарушать постановление Гаагского суда», — пояснил Абашидзе.

Эксперт также обратил внимание на тот факт, что решение судей, которому обрадовалась украинская делегация, не было единогласным. «Судьи из Китая и Словакии не поддержали его — никакой тотальной поддержки Запада нет. Россия уже набирает сторонников», — резюмировал Абашидзе.

Что касается крымского вопроса, то, по мнению бывшего заместителя Генерального секретаря ООН Сергея Орджоникидзе, «конечно, Украина будет подавать удовлетворение этой части иска как большую победу, но это далеко не так. Ведь тут важно, что украинской стороне не удалось добиться полного удовлетворения требований, хотя она этого очень хотела».

Оба эксперта сходятся во мнении, что отказ суда ООН вводить временные меры в отношении России за якобы совершённые нарушения конвенции о финансировании терроризма был предсказуем.

«По-другому не могло и быть — все прекрасно понимают, что в Донбассе происходит внутренний вооружённый конфликт между ДНР и ЛНР и властями Украины. «Нормандская четвёрка» не нашла никаких подтверждений того, что в Донбассе действуют террористические организации. Суд исходил из этого», — пояснил Орджоникидзе RT.

Масса аргументов

Украина подала против России иск в Международный суд ООН в начале января. Истец попросил принять временные меры — до тех пор, пока Фемида не рассмотрит дело по сути.

Только в мае, как прогнозирует заместитель главы МИД Украины Елена Зеркаль, Международный суд ООН назначит дату рассмотрения иска против России по существу.

Окончательное решение, как показывает практика работы суда, может быть вынесено через несколько лет.

Слушания по иску проходили в течение четырёх дней — с 6 по 9 марта 2017 года. Каждой из сторон выделили по два дня на высказывание своей позиции. Украину представляли юристы американской компании Covington & Burling LLP Марни Чик и Джонатан Гимблет, а также приглашённый специалист Гарольд Хонджи Ко.

Также по теме

Оружие аргументов: чем завершились слушания по иску Украины против России в Гааге

В Международном суде ООН в Гааге завершились слушания по иску, который инициировала Украина. Киев требует от России прекратить…

Максимум внимания представлявшие Украину юристы уделили событиям на юго-востоке страны, а также поставке в регион системы «Град» БМ-21. Якобы эта техника была доставлена с территории России. Гораздо меньший акцент в выступлении украинской стороны был сделан на дискриминации крымских татар. По данным Украины, полуостров за последние два с небольшим года покинули около 19 тыс. человек.

«Подавая иск, Украина преднамеренно хочет совместить разные ситуации, которые управляются разными правовыми инструментами, и втянуть суд в двусторонние межгосударственные отношения.

Они явно находятся не в юрисдикции этого дела», — заявил во время заседания суда директор правового департамента МИД России Роман Колодкин. Свои возражения Россия представила в 600-страничном докладе.

Речь в нём шла, в частности, об использовании запрещённых фосфорных бомб. Также в числе доказательств были фото прячущихся людей в школе на окраине Горловки.

«Главный источник оружия, оказавшегося у повстанцев, — это запасы советских времён, которые были на территории Украины. Часть этих запасов была оставлена в шахтах Донбасса и оказалась у повстанцев. Но большая часть была оставлена убегавшей украинской армией», — ответил на украинские обвинения в поставках оружия директор департамента МИД России по вопросам новых вызовов и угроз Илья Рогачёв.

Вольная трактовка

Украинские чиновники полны оптимизма. «Сегодня в Гааге мы получили многообещающее решение, потому что по обоим судебным искам судом была признана юрисдикция Международного суда ООН», — отметил президент Украины Пётр Порошенко.

«Мы уверены в том, что сегодня мы на правильном пути, и мы надеемся на успешное рассмотрение указанных исков», — добавил Порошенко.

По мнению источника RT в Министерстве иностранных дел Украины, самым главным является тот факт, что Россию фактически признали стороной конфликта в Донбассе. На это обстоятельство, продолжает свою мысль собеседник RT, украинские дипломаты намерены делать упор в ходе переговоров со своими иностранными коллегами.

Также по теме

Министерство исков: Украина придумала новый способ засудить Россию

В Министерстве юстиции Украины создан специальный отдел. Его сотрудники готовят шестой иск против Москвы, который будет…

Надо отметить, что это весьма своеобразная трактовка решения Гаагского суда. Очевидно, слова председателя суда Ронни Абрахама о необходимости выполнения «сторонами» Минских соглашений украинская делегация и ряд СМИ восприняли как признание России участником конфликта в Донбассе.

Что же на самом деле постановил Международный суд ООН?

В пункте 104, который входит в раздел под названием «Заключение и меры, которые должны быть приняты», говорится: «Суд ожидает, что стороны через индивидуальные и совместные попытки предпримут усилия для полного осуществления этого пакета мер (Пакет мер для реализации Минских соглашений». — RT) для достижения мирного урегулирования конфликта в восточных регионах Украины». Важно отметить, что «сторонами» Международный суд ООН называет в том числе и гарантов выполнения Минских соглашений.

«Это заявление — лишь пожелание суда, — пояснил RT ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Но Украина, конечно же, будет использовать это».

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/380644-sud-oon-isk-ukraina-rossiya-reshenie

Масса аргументов

Украина подала против России иск в Международный суд ООН в начале января. Истец попросил принять временные меры — до тех пор, пока Фемида не рассмотрит дело по сути.

Только в мае, как прогнозирует заместитель главы МИД Украины Елена Зеркаль, Международный суд ООН назначит дату рассмотрения иска против России по существу.

Окончательное решение, как показывает практика работы суда, может быть вынесено через несколько лет.

Слушания по иску проходили в течение четырёх дней — с 6 по 9 марта 2017 года. Каждой из сторон выделили по два дня на высказывание своей позиции. Украину представляли юристы американской компании Covington & Burling LLP Марни Чик и Джонатан Гимблет, а также приглашённый специалист Гарольд Хонджи Ко.

Максимум внимания представлявшие Украину юристы уделили событиям на юго-востоке страны, а также поставке в регион системы «Град» БМ-21. Якобы эта техника была доставлена с территории России. Гораздо меньший акцент в выступлении украинской стороны был сделан на дискриминации крымских татар. По данным Украины, полуостров за последние два с небольшим года покинули около 19 тыс. человек.

«Подавая иск, Украина преднамеренно хочет совместить разные ситуации, которые управляются разными правовыми инструментами, и втянуть суд в двусторонние межгосударственные отношения.

Они явно находятся не в юрисдикции этого дела», — заявил во время заседания суда директор правового департамента МИД России Роман Колодкин. Свои возражения Россия представила в 600-страничном докладе.

Речь в нём шла, в частности, об использовании запрещённых фосфорных бомб. Также в числе доказательств были фото прячущихся людей в школе на окраине Горловки.

«Главный источник оружия, оказавшегося у повстанцев, — это запасы советских времён, которые были на территории Украины. Часть этих запасов была оставлена в шахтах Донбасса и оказалась у повстанцев. Но большая часть была оставлена убегавшей украинской армией», — ответил на украинские обвинения в поставках оружия директор департамента МИД России по вопросам новых вызовов и угроз Илья Рогачёв.

Вольная трактовка

Украинские чиновники полны оптимизма. «Сегодня в Гааге мы получили многообещающее решение, потому что по обоим судебным искам судом была признана юрисдикция Международного суда ООН», — отметил президент Украины Пётр Порошенко.

«Мы уверены в том, что сегодня мы на правильном пути, и мы надеемся на успешное рассмотрение указанных исков», — добавил Порошенко.

По мнению источника RT в Министерстве иностранных дел Украины, самым главным является тот факт, что Россию фактически признали стороной конфликта в Донбассе. На это обстоятельство, продолжает свою мысль собеседник RT, украинские дипломаты намерены делать упор в ходе переговоров со своими иностранными коллегами.

Надо отметить, что это весьма своеобразная трактовка решения Гаагского суда. Очевидно, слова председателя суда Ронни Абрахама о необходимости выполнения «сторонами» Минских соглашений украинская делегация и ряд СМИ восприняли как признание России участником конфликта в Донбассе.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.