+7(499)495-49-41

Заключение госконтракта в устной форме (Анисимов Е.)

Содержание

Заключение и исполнение государственного контракта по 44 ФЗ

Заключение госконтракта в устной форме (Анисимов Е.)

В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ. 

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

  1. Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

  2. Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%.

В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти. 

Самым популярным и востребованным из всех видов закупок является электронный аукцион, в 2016 году его доля составила почти 57% от всего объема заключенных контрактов.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Исполнение государственного контракта

Одно из условий заключения контракта по 44-ФЗ по аукциону — это предоставление заказчику обеспечения исполнения.

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина, имеющих лицензию на выписку банковских гарантий.

Стоимость гарантии Вы можете рассчитать уже сейчас:

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госонтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным – ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения ст. 169 Налогового Кодекса РФ.

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2017

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непросто дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

© ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Правила участия в тендере

Подготовка заявки на участие в тендере

Что такое госзаказ по 44 ФЗ?

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/zaklyuchenie-gosudarstvennogo-kontrakta

Особенности заключения контрактов с единственным поставщиком в рамках КС

Заключение госконтракта в устной форме (Анисимов Е.)

Расскажем о случаях заключения контракта с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ, а также рассмотрим неоднозначную проблему заключения договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в устной форме.

Из этой статьи вы узнаете:

  • типовые контракты для единственного поставщика;
  • случаи заключения контракта с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ;
  • заключение устных договоров с поставщиками;
  • новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

Большинство норм Закона о контрактной системе вступило в силу с 1 января 2014 г., а отдельные положения – с 2015, 2016 и 2017 гг.

Сфера действия Закона № 44-ФЗ становится гораздо шире, а именно регулируются вопросы планирования, размещения и исполнения; добавляются понятия «мониторинг», «аудит». Законодатель устанавливает такие способы закупки как:

  • запрос котировок (при условии что начальная (максимальная) цена не превышает 500 тыс. руб., совокупный годовой объем до 10% от плана-графика и не больше 100 млн руб. в год);
  • запрос предложений (определены случаи);
  • конкурс:
    • открытый;
    • двухэтапный (только НИР, проектные работы, инновации, произведения искусства);
    • с ограниченным участием (ограниченный перечень устанавливает Правительство РФ);
  • аукцион (перечень устанавливает Правительство РФ и субъект РФ).

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:         

Рассматриваемые выше способы закупки являются конкурентными, однако предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика.

Становится очевидным, что Закон о контрактной системе вводит новые правила закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в т. ч. и не остались без изменений условия закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Государственные заказчики регулярно обращаются к возможности заключения государственных контрактов у единственного поставщика. Так, например, размещение госзаказа по основаниям п. 8–11, п.13 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

В т. ч. значительный объем размещения госзаказа у единственного поставщика происходит по несостоявшимся торгам (основание п. 8–9 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Все вышеизложенное только подтверждает необходимость детального изучения случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и особенно с учетом требований Закона о контрактной системе.

Случаи закупки у единственного поставщика в КС

Прежде всего хочется обратить внимание, что в ст. 93 Закона о контрактной системе включены не все случаи, которые были предусмотрены в ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Вместе с тем законодатель установил такой способ осуществления закупки, как проведение запроса предложений (ст. 83 Закона о контрактной системе), в который включены в т. ч. следующие случаи:

  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (на данный момент это п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ);
  • заключение контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх (п. 31 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ);
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (в более узком понимании, а именно без услуг экскурсовода (гида) – это п. 22 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Интересным является еще один момент – это возможность заключения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме (ст. 34 Закона о контрактной системе). Данная форма возможна в случае осуществления закупки у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 4, 15 и 28.

Новеллой п. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе является дополнительное ограничение: не более 100 тыс. руб., что ранее и было предусмотрено п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, но добавляется, что годовой объем закупок не должен превышать 5% плана-графика и в то же время не более 50 млн руб. в год.

Аналогичные ограничения введены и по п. 5 ст. 93 Закона о контрактной системе: не более 400 тыс. руб., годовой объем закупок не должен превышать 50% плана-графика и не более 20 млн руб. в год.

Другое нововведение – это п. 28 ст. 93 Закона о контрактной системе, который позволяет заказчику заключать контракты на поставку лекарственных препаратов на сумму, не превышающую 200 тыс. руб.

Дополнительные ограничения по применению указанного пункта – это решение врачебной комиссии: объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимых на весь период лечения, а также осуществление закупки должно производиться исключительно для одного пациента.

Нельзя не отметить и сложность в осуществлении контрольных функций по данному пункту, поскольку законодатель обязывает обеспечить обезличивание персональных данных согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при размещении в реестре контрактов решения врачебной комиссии.

Пункт 15 ст. 93 Закона о контрактной системе соответствует п. 20 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Законом о контрактной системе предусмотрена обязательная регистрация контрактов в реестре контрактов, за исключением контрактов, заключенных в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93. Соответственно, на данный момент остается открытым вопрос о процедуре включения контрактов, заключенных в устной форме по основаниям п. 4, 15 и 28, в реестр контрактов.

Стоит обратить внимание и на существенное изменение условий заключения контракта в случае возникновения потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти.

В соответствии с действующим законодательством вышеуказанное условие предусмотрено основаниями п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Если рассматривать положения п. 5 ч. 2 ст.

55 Закона № 94-ФЗ, то, как известно, право на заключение госконтракта предоставляется заказчику в случае возникновения у него потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ. Соответственно, применяя положения п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, заказчик обязан соблюдать следующие правила:

  • указанная норма может быть использована заказчиком в качестве основания для заключения контракта с единственным подрядчиком или исполнителем исключительно в случае размещения заказа на выполнение работ или оказание услуг, но не на поставку товаров;
  • единственным подрядчиком (исполнителем) в данном случае может быть один из следующих субъектов:
  • орган исполнительной власти;
  • государственное учреждение;
  • унитарное предприятие.

Выполнение работ или оказание услуг, являющихся предметом заключаемого контракта, должно осуществляться вышеуказанными субъектами на основании предоставленных им полномочий, устанавливаемых нормативно-правовыми актами РФ или субъекта РФ.

Вместе с тем п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе сохраняются нормы в части видов потребностей и субъектов, имеющих исключительные полномочия.

Принципиальное изменение – это в документах, наделяющих исключительными полномочиями.

В данном случае только наличие нормативно-правовых актов Президента или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ устанавливаются исключительные полномочия.

С учетом изложенного можно констатировать, что государственные контракты, заключенные по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, будут обоснованными для субъекта Федерации только при наличии соответствующего Закона субъекта Федерации.

В принятом Законе о контрактной системе уделяется большое внимание единственному поставщику в части планирования, обоснования, как цены, так и выбора способа определения поставщика – единственного поставщика. 

Если рассмотреть более подробно, то это ст. 21 Законе о контрактной системе, определяющая требования к планам-графикам. Пунктом 8 указанной выше статьи определена возможность за Правительством РФ о включении в планы-графики информации об отдельных закупках, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Рассматриваемая норма вводится в силу с 1 января 2015 г.

Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки.

Часть 4 ст. 93 Закона о контрактной системе обязывает заказчика размещать расчет и обоснование цены контракта.

Сохраняется требование и в части уведомления контрольного органа в сфере закупок об осуществлении закупки по основаниям, предусмотренными п. 6 и 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Все вышеизложенное влечет за собой серьезные проработки действующего законодательства.

Заключение устных договоров с поставщиками

Если с определением поставщика на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе более или менее все понятно, то с возможностью заключения договоров с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в устной форме (ст. 34 Закона о контрактной системе), скорее всего, будут возникать сложности как у заказчиков, так и у контролирующих органов. Остановимся на этом немного подробнее.

Договор – это разновидность сделки, как правило, двусторонней. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (в некоторых случаях трех и более). Согласно ст.

158–159 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явно свидетельствует его воля совершить сделку.

Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма, может быть совершена устно.

Как правило, устно совершаются сделки, совершаемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность. Здесь следует обратить внимание на ст.

161 ГК РФ, которая императивно устанавливает, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, а в случаях, прямо указанных в законах, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. Налицо противоречие.

Между тем согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе, судебная же практика в подобных случаях, по нашему мнению, традиционно будет опираться на положения ГК РФ.

Но приведенное выше – это только видимая часть айсберга, а в подводной осталось привлечение к административной ответственности виновных лиц в случаях выявления нарушений в этой части.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указано время, место, событие и т. д. административного правонарушения. Диспозиция ст. 7.29 КоАП РФ выглядит следующим образом «Принятие должностным лицом… решения о способе размещения заказа…» (ч. 1) или так «Принятие должностным лицом….

решения о размещении заказа иным способом…» (ч. 2). Таким образом, по всей видимости, законодатель в ближайшее время будет вносить изменения в соответствующие положения КоАП РФ, в противном случае в правоприменительной практике будут возникать сложности как с доказательственной базой, так и в части терминологии (т. е.

что считать временем совершения, что местом и т. п.).

Кроме того, следует обратить особое внимание на разделение в Законе о контрактной системе понятий идентичности и однородности (ст. 22).

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/87553-osobennosti-zaklyucheniya-kontraktov-s-edinstvennym-postavshchikom-v-ramkah-kontraktnoy

Контракт может быть заключен в каких случаях – Кредитный юрист

Заключение госконтракта в устной форме (Анисимов Е.)

В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона. 27.

В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 28.

В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество таких контрактов, указанное в конкурсной документации.
Открыть статью

  • Статья 111.1 Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства 1) не руководствоваться положениями статей 23, 28, 30, 34 — 37, 41, 44, 45, 103 и частей 4 — 6 статьи 104 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 112 Заключительные положения 6.

An error occurred

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6.

Важно

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. 7.

Статья 34 44-фз — контракт

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
8.

Государственный контракт: условия, сроки, образец

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

3.

Внимание

Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4.

Заключение госконтракта в устной форме (анисимов е.)

Предмет договора поставки (статья 506 ГК РФ) по договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Существенные условия: срок поставки, цена контракта.
Форма и порядок заключения: простая письменная форма. Иные условия в рамках гражданского законодательства: права и обязанности сторон, порядок разрешения конфликтных ситуаций и т.д.

В случае отсутствия данных условия, суды руководствуются положениями ГК РФ и сложившейся судебной практикой.

Также договор поставки не должен противоречить положениям параграфа 4 главы 30 ГК РФ «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд».

Антимонопольное регулирование

При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью.

Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
26.

Источник: http://helpcredits.ru/kontrakt-mozhet-byt-zaklyuchen-v-kakih-sluchayah/

Ненадлежащее обеспечение госконтракта

Заключение госконтракта в устной форме (Анисимов Е.)

Если победитель аукциона предоставил ненадлежащее обеспечение, заказчик может удержать плату за право заключить госконтракт.

См. также

Поддельная банковская гарантия

Агентство по управлению госимуществом (заказчик) провело аукцион на право заключения госконтракта. Документация о проведении аукциона содержала требование об обеспечении исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии. При проведении аукциона начальная цена контракта была снижена до нуля.

В связи с этим аукцион проводился на продажу права заключить контракт. Победителем стало общество, которое заключило госконтракт и предоставило банковскую гарантию. Общество заплатило за право заключения контракта 1,5 млн руб. Однако в дальнейшем выяснилось, что предоставленная обществом гарантия была поддельной.

В результате заказчик объявил об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке. При этом сумму оплаты за право заключения контракта заказчик не вернул, обосновав удержание мерой гражданско-правовой ответственности за уклонение общества от заключения госконтракта.

Общество обратилось в суд с иском о признании госконтракта недействительным ввиду отсутствия гарантии и взыскании уплаченной суммы в качестве неосновательного обогащения.

Недействительность госконтракта без обеспечения

Суд первой инстанции встал на сторону общества. По мнению суда, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ) предусматривает возможность заключения контракта на открытом аукционе только после предоставления участником аукциона безотзывной банковской гарантии.

Поскольку общество фактически обеспечение не предоставило, это позволяет сделать вывод об отсутствии основания к заключению госконтракта, то есть госконтракт заключен в нарушение требований ч. 19 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ, а следовательно, является недействительной сделкой в силу ст.

168 ГК РФ.

Суд также сослался на позицию Президиума ВАС РФ из постановления от 28.10.2010 по делу № А24-1694/2009, согласно которой при признании заключенного договора недействительным победитель утрачивает приобретенное право, а уплаченные денежные средства должны быть возвращены (ст. 167 ГК РФ).

Исходя из этого, суд пришел к выводу, что общество вправе требовать возврата неосновательно сбереженных средств от организатора аукциона (п. 1 ст. 1103 ГК РФ).

Возврат платы за заключение госконтракта

Апелляция не согласилась с выводами первой инстанции. Суд обосновал это тем, что заказчик подписал контракт после предоставления обществом обеспечения его исполнения.

На основании ч. 11 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ при неисполнении победителем размещения заказа обязанности представить заказчику документ об обеспечении исполнения государственного контракта он признается уклонившимся от заключения контракта в силу закона. При этом по общим правилам ч. 12 ст. 25, ч. 12 ст.

35 Закона № 94-ФЗ участнику торгов в форме конкурса и аукциона, признанному уклонившимся от заключения госконтракта, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, не возвращаются.

Апелляция пришла к выводу, что данные правовые основания можно применять и в отношении наложения взыскания на денежные средства в порядке ч. 12 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ.

Суд подчеркнул, что денежные средства в сумме 1,5 млн руб. не считаются исполнением обществом своих обязательств по контракту.

Заказчик исполнил свои обязательства надлежащим образом, а именно — направил в адрес общества подписанный со своей стороны проект государственного контракта.

В связи с этим оснований для возврата денежных средств обществу не имеется, а неосновательное обогащение на стороне заказчика отсутствует.

Плата за недействительный госконтракт является неосновательным обогащением

Кассационный суд признал доводы апелляции ошибочными. Суд исходил из того, что банк не выдавал банковскую гарантию обществу. Таким образом, требования ч. 19 ст. 41.

12 Закона № 94-ФЗ и аукционной документации о предоставлении обеспечения госконтракта общество фактически не исполнило. Это свидетельствует о том, что на момент заключения оспариваемого контракта обеспечение его исполнения отсутствовало.

При таких обстоятельствах государственный контракт является недействительной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ.

Поскольку общество уплатило заказчику за право заключения госконтракта сумму в размере 1,5 млн руб., эта сумма является неосновательным денежным обогащением и подлежит возврату в силу ст.ст. 1102, 1103 ГК РФ. На основании этих доводов суд округа оставил в силе решение первой инстанции.

Недобросовестный подрядчик на может требовать признать госконтракт недействительным

Верховный суд не согласился с выводами окружного суда. Суд указал, что на дату заключения спорного контракта общество представило все предусмотренные Законом № 94-ФЗ и аукционной документацией документы, в том числе банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта.

Заказчик, в свою очередь, исполнил свои обязательства и предоставил обществу то право, за которое оно уплатило 1,5 млн руб., заключив с ним госконтракт. Общество, представив при заключении контракта ненадлежащую банковскую гарантию, реализовало указанное право с нарушением действующего законодательства, что повлекло невозможность исполнения контракта.

Недостоверность банковской гарантии установлена после заключения госконтракта и вызвана недобросовестным поведением общества. В связи с этим заявление общества о недействительности сделки в силу п. 5 ст. 166 ГК РФ не имеет правового значения.

При таком положении апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества и взыскании с заказчика денежных средств, уплаченных обществом за предоставленное ему право на заключение госконтракта (определение ВС РФ от 14.06.2016 по делу № А55-10730/2014).

в № 7, 2016 г.

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2042-qqe-16-m9-07-09-2016-nenadlejashchee-obespechenie-goskontrakta

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

Заключение госконтракта в устной форме (Анисимов Е.)

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано.

В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта.

Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГКРФ). 

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы – начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта – это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так.

Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами.

Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все “правки” оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения. 

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия.

С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44.

Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон. 

Часто возникает еще один вопрос – а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный – нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан. 

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов – когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное – уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке. 

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков. 

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт “всплывет” при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/81-sushchestvennye-usloviya-kontrakta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.