+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Знания – противопожарная сила, или Особенности обучения пожарной безопасности (Антропова Т.Ю.)

Содержание

Обучение мерам пожарной безопасности работников организации

Знания - противопожарная сила, или Особенности обучения пожарной безопасности (Антропова Т.Ю.)
Владимир 4 июля 2016

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-5367705517370237″ data-ad-slot=”4667332581″

data-ad-format=”auto”>

Здравствуйте!

Рад приветствовать вас на своем блоге, посвященном безопасности. С вами Владимир Раичев. В Москве сейчас жуткая жара, работать днем просто невозможно, интересно, почему у нас не сделают на летний период какую-нибудь сиесту?

Представляете себе: с 12 до 16 часов город вымирает, все спасаются от жары кто как может. Здорово было бы, наверное. С другой стороны, в этот период все равно в этот промежуток времени свои дела никакие не сделаешь, никто же не работает. Поэтому мечты мечтами, а работать приходится вечером, когда жара немного спадает.

На самом деле я немного отклонился от темы сегодняшней беседы, спешу реабилитироваться: сегодня мы поговорим с вами о том, как проводится обучение мерам пожарной безопасности на предприятии или в организации, или в учреждении. Для простоты давайте будем говорить «на предприятии».

Для чего нужно обучение по ПБ?

Для чего вообще нужно это обучение, как вы думаете? Кто самый главный враг при пожаре? Правильно, паника. Паника мешает человеку сосредоточиться, часто она заставляет его действовать на уровне инстинкта самосохранения, а при эвакуации это может навредить другим людям.

Неправильные, неорганизованные и нелогичные действия при пожаре очень часто приводят к непоправимому – человеческим жертвам. Любое замешательство длинной в несколько секунд кому-то может стоить жизни. А представьте, если ответственный за эвакуацию, например, человек не знает что делать. Правда страшно? Мне бы было страшно.

А если человек четко понимает, что от него требуется, как ему действовать, как организовать действия других, где спуститься по кратчайшему пути к эвакуационному выходу, человек знает, что за собой нужно прикрывать двери, чтобы не было притока кислорода, в таком случае эвакуация просто обречена на то, что все пройдет без жертв и как по маслу.

Примеров можно приводить массу, но главное правило: при пожаре каждый человек должен обязательно знать, что ему делать. Даже в Древней Руси, когда зарождалась пожарная охрана, людей строго наказывали за незнание правил и за их несоблюдение. Почитайте как это было.

Нормативная база по обучению мерам пожарной безопасности

Пожарная безопасность на производстве во многом зависит от знания и выполнения сотрудниками правил и нормативов пожарной безопасности. Нормы обучения сотрудников установлены специальными законодательными актами, а проводить его необходимо в соответствии с требованиями противопожарного законодательства, а также другими нормативными актами, регламентирующими это направление.

Обучение по ПБ проводится согласно статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» по специально утвержденным программам. Очень хорошо, необходимость обучения мы осознали, двигаемся дальше.

А вот в ППР № 390 в п. 3 сказано, что обучение по ПБ производится в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»). Смотрите-ка, мы с вами все ближе и ближе к цели, истина уже где-то рядом.

Еще в том же третьем пункте ППР сказано, что обучение должно проводиться в двух формах: в форме противопожарного инструктажа и в форме пожарно-технического минимума.

style=”display:block; text-align:center;” data-ad-layout=”in-article” data-ad-format=”fluid” data-ad-client=”ca-pub-5367705517370237″

data-ad-slot=”6305693799″>

Итак, давайте разберемся, кто где и как должен учиться. Если почитать пп. 36, 37, 39 и 40, то там четко определены категории сотрудников, которые должны пройти обучение ПТМ и в какой форме. Не буду на этом останавливаться, это тема для отдельной статьи, в скором времени она появится на блоге. Если не хотите ее пропустить – подпишитесь на обновления блога.

Все остальные категории работников, будет логично предположить, будут проходить противопожарный инструктаж. Что касается инструктажа, то в нем есть тоже свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно.

Кто и когда должен пройти обучение

Обучение по ПБ для работников предприятий, которые не имеют отношения к пожароопасному производству должно проводиться не позднее, чем через месяц после того, как специалист приступит к работе, а затем не реже, чем один раз в три календарных года. Если же производство относится к пожароопасным, то такой инструктаж обязан производиться по крайней мере раз в год.

Множество компаний предоставляют услугу обучения пожарной безопасности для штата предприятий. Курс обучения могут пройти:

  • руководящий состав предприятия, а также главные специалисты, работающие на нем;
  • сотрудники, на которых возложена ответственность за пожарную безопасность;
  • сотрудники, чья работа отличается повышенной пожарной опасностью (сварочные или работы с открытым огнем).

После того, как курс обучения будет пройден, всем его участникам выдаются удостоверения установленного образца. Стоимость курса как для руководителей предприятия, так и для лиц, занимающихся сварочными или огневыми работами достаточно демократичная, она еще зависит от количества обучаемых, как говорится, оптом дешевле.

Где проводится обучение

Обучение мерам ПБ производится в специальных центрах, которые организованы в соответствии со всеми законодательными и нормативными актами, которые регулируют это направление.

Компания, предоставляющая услугу по обучению, обеспечивает получение всех необходимых знаний, связанных с пожарной безопасностью на производстве. Кроме того, по окончанию курса вы получите документы официального образца, где будут отмечено прохождение полного курса обучения в соответствии со всеми законодательными требованиями.

После завершения курса обучения мерам пожарной безопасности в вашем распоряжении окажутся работники, которые будут обладать всеми необходимыми знаниями о проведении противопожарных мероприятий на производстве, и будут готовы к действиям в любых ЧС, связанных с пожарами.

Благодаря этому вы сможете обеспечить должный уровень безопасности на своем производстве и защитить его как от пожаров, так и от претензий со стороны органов, контролирующих эту область.

Ну что же, на сегодня это все. Обучайте своих сотрудников по всем требованиям нормативных документов. Не забывайте подписываться на обновления блога, чтобы не пропустить интересующие вас статьи. Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, всего вам доброго, пока-пока.

style=”display:block; text-align:center;” data-ad-layout=”in-article” data-ad-format=”fluid” data-ad-client=”ca-pub-5367705517370237″

data-ad-slot=”6305693799″>

Источник: http://raichev.ru/pojarnaya-bezopasnost/obuchenie-meram-pozharnoj-bezopasnosti.html

Обучение мерам пожарной безопасности (2)

Знания - противопожарная сила, или Особенности обучения пожарной безопасности (Антропова Т.Ю.)

В основе обучения мерам пожарной безопасности лежит представление о природе возникновения и развития пожаров в зданиях и на открытой местности, а также о деятельности по обеспечению пожарной безопасности, учитывающей природу пожаров.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности включает в себя предотвращение пожаров, противопожарную защиту объектов, организационно-технические мероприятия

При этом учитываются психофизиологические и возрастные особенности обучаемых, особенности их жизнедеятельности (профессиональной, учебной и т. п), характер складывающихся жизненных ситуаций.

С учетом вышеизложенного разрабатываются алгоритмы поведения, которые формируются и закрепляются в процессе практического обучения.

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В практике воспитания детей в семье часто недооценивается опасность детской шалости с огнем, приводящая нередко к пожару и гибели самих малышей Естественная тяга детей к огню не должна выпадать из поля зрения родителей, которые первыми обязаны рассказать малышам о силе вышедшего из повиновения огня, о тех неисчислимых бедах, которые он может принести, если неумело и неосторожно обращаться с ним к сожалению, взрослые этого не делают Более того, они порой потакают малышам, создают условия для игр и забав со спичками, не отдавая себе отчета. Она падает на покрытие на полу, диван, постель. Температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей из древесины, хлопка, синтетики. Ребенок же не в состоянии потушить пожар и старается спрятаться, чем усугубляет создавшееся опасное положение и практически не оставляет себе шанса выжить. Если же виновника пожара удается спасти, то чаще всего в таких случаях дети говорят, что сделали это «нечаянно». Действительно, они еще не могут представить последствий своих действий. Родители же объясняют случившееся тем, что в тот день они не были рядом с детьми, не могли остановить их. А ведь суть воспитания не в том, чтобы держать ребенка всегда за руку и постоянно одергивать его. Он должен усвоить простейшую истину об опасности игр с огнем. Это даст возможность избежать возникновения многих пожаров от детской шалости.

В настоящее время гибель детей на пожарах – явление нередкое. Ежегодно в Беларуси гибнет около 50 дошкольников. Очень часто они становятся и виновниками пожаров и их жертвами. За редким исключением дети в момент возникновения пожара находились без присмотра взрослых. Практически все погибшие малыши не посещали детские дошкольные учреждения.

Это обусловлено прежде всего сложным социально-экономическим положением. Многие родители, особенно в сельской местности, не имеют возможности определить ребенка в детский садик из-за его отсутствия либо по причине неплатежеспособности. Кроме того, за последние годы резко сократилось количество этих учреждений из-за недостаточности финансовых средств на их содержание.

И если в городе есть варианты перевода ребенка в другой детсад, то родители сельских детишек не в состоянии добираться с малолетними детьми в соседние деревни по причине их отдаленности и отсутствия организованной доставки туда и обратно транспортом колхоза или совхоза. В результате малыши вынуждены до школы воспитываться дома.

В то же время пособие, выделяемое на детей, не обеспечивает прожиточный уровень, и родителям приходится оставлять детей дома одних, уходя на работу или на поиск иного заработка. Стечение подобных обстоятельств часто приводит к возникновению пожаров из-за детской шалости с огнем, заканчивающихся зачастую гибелью малышей.

Кроме того, в связи с низким жизненным уровнем населения обострилась проблема пьянства взрослых, чьи дети опять-таки становятся потенциальными жертвами пожаров. Причем практически с первых лет жизни.

10 октября 1996 г. в деревне Козелужье Хойникского района Гомельской области от полученных ожогов умер четырехмесячный мальчик, который спал в коляске, куда пьяный отец бросил непотушенный окурок.

В тот же день в результате пожара от старой с трещинами печи в г. Толочин Витебской области сгорели двое детей в возрасте полутора лет и пяти месяцев, которые спали в доме одни, а в г.п.

Новоельня Дятловского района Гродненской области в огне погиб шестилетний мальчик, игравший со спичками в сарае.

В деревне Борисовщина Хойникского района Гомельской области пожар в трехкомнатной квартире возник от самодельного электрообогревателя. В дыму задохнулись оставленные без присмотра полуторалетний мальчик и девочка трех с половиной лет.

Сразу трое детей погибли на пожаре в деревне Малые Стрелки Рогачевского района Гомельской области. Семья считалась неблагополучной. Председатель сельсовета уже выносил на рассмотрение вопрос о лишении отца и матери родительских прав. Детей устроили в детский садик, где они впервые вдоволь наелись. Но за три дня до трагедии мать решила, что платить за садик дорого, и не пустила их туда.

Все эти случаи произошли всего лишь за десять дней октября. Но и они довольно четко характеризуют складывающуюся обстановку с пожарами и гибелью детей на них. Отсюда следует, что необходимость привития человеку элементарных навыков пожарной безопасности должна начинаться с дошкольного возраста и в основном быть возложена на родителей и детские дошкольные учреждения.

ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В сущности ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных.

Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня.

Взрослый постепенно «вводит» ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни.

Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, принимать участие в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной деятельности. Любой из указанных видов деятельности может быть успешно использован для обучения правилам пожарной безопасности.

Начинать целесообразно с чтения детской литературы типа «Путаница» К. Чуковского, «Кошкин дом» С. Маршака, затем элементы пожарной безопасности вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных занятий.

Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициативы и бесчисленное количество ее вариантов при внесении элементов пожарной безопасности.

Для малолетних детей игра – это связь с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности.

Разнообразные по содержанию и форме игры с учетом опыта взрослых вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Взрослый, создавая «картинки жизни», вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситуации с учетом возраста. Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники должны лишь подсказать взрослым об этом.

Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их, как правильно это сделать, за что можно браться руками и какую опасность может таить в себе это казалось бы безопасное приспособление на стене. Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются наиболее продуктивными для получения и усвоения жизненно важной информации.

Ребенок как бы неустанно адаптируется в этом мире.

Невероятно быстрыми темпами у него идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей усвоение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Этот возраст является наиболее оптимальным для привития первичных навыков и в отношении пожарной безопасности. Тем более, что в последнее время возникла острая необходимость для проведения систематической работы с детьми по предупреждению пожаров. Поэтому наибольшую эффективность эта работа даст в детских дошкольных учреждениях, где она должна проводиться планомерно и неразрывно с воспитательным процессом.

В МЛАДШИХ ГРУППАХ

В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий.

У них формируется способность сознательного запоминания, если в годик малышам достаточно кратких подсказок типа: «нельзя», «больно», произнесенных с соответствующей интонацией, по которой они определяют смысл новых для них слов, то после 2-х лет им уже будет необходимо конкретное объяснение для понимания явлений, выделение существенного и несущественного. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью. Немаловажным фактором является и то, что у двух летних детей еще не достаточный словарный запас, чтобы расспросить взрослых о привлекшем внимание предмете. А в 3–4 года они уже просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.

Источник: https://refdb.ru/look/2308021-pall.html

Обучение мерам пожарной безопасности, цели и результаты

Знания - противопожарная сила, или Особенности обучения пожарной безопасности (Антропова Т.Ю.)

Проходят все работники организаций, включая директора, основных специалистов, работников (в обязанности которых входят мероприятия, связанные с пожарной опасностью). Обучение проводится до начала выполнения вышеназванными лицами своих обязанностей.

Согласно действующим нормативным документам, обучение мерам пожарной безопасности для руководителей организаций и основных специалистов выполняется в лицензированных учебных комбинатах, имеющих право на оказание такой услуги. Каждые три года такое обучение для данной категории работников повторяется.

Без отрыва от производства обучение мерам пожарной безопасности проходят все остальные работники, упомянутые выше: специалисты, отвечающие за соблюдение пожарной безопасности, инженеры, техники и другой персонал.

Для них установлено обязательное ежегодное обучение ответственным лицом, которое будет назначено соответствующим приказом директора организации.

Как правило, им же составляется и инструкция о мерах пожарной безопасности в организации, которая может зачитываться на ежедневных планёрках, перед началом работы.

Цели изучения основ пожарной безопасности

Пожарно-технический минимум, который лежит в основе обучения, основывается на специально разработанных программах, и выполняется в сроки, которые заранее согласовываются с противопожарными службами, работающими в регионе. В каждом конкретном случае программы могут быть расширены и дополнены различными специфическими положениями, которые присущи для определённого региона или конкретного предприятия.

Главной целью обучения мерам противопожарной безопасности руководящего состава любого предприятия, является ознакомление первых лиц с таким основополагающими моментами:

  • Ознакомление с основной документацией и нормативными актами, касающимися соблюдения норм пожарной безопасности;
  • Формирование умения ставить главные задачи, которые должна решать пожарная профилактическая работа;
  • Соблюдение работниками предприятия всех главных прав и обязанностей по обеспечению безопасности;
  • Умение выполнять системный анализ противопожарного состояния предприятия, составление специальных документов (приказы, инструкции, положения), формирующие строгий режим работы на предприятии и в отдельных его частях;
  • Регулярное ознакомление работников с режимом пожарной безопасности (используется, как правило, вышеупомянутая инструкция о мерах пожарной безопасности в организации);
  • Реализация мер, которые нацелены на недопущение возникновение пожара и формирование строго порядка их выполнения;
  • Правильное оформление документации и проведение расследований, в части возникновения пожароопасных ситуаций и возгораний, а также выработка критериев оценки нанесённого ущерба;
  • Формирование добровольных отрядов из числа работников предприятия, которые будут отвечать за противопожарные мероприятия, правильное их проведение, а также обеспечивать поддержку их работоспособности, формирование чёткого списка обязанностей, прав и необходимых льгот.

Результаты обучения мерам пожарной безопасности

После того, как курс обучения мерам пожарной безопасности на базе учебного комбината завершён, обучаемые работники должны подтвердить усвоение полученной ими информации. Делается это через сдачу зачёта или экзамена.

Для работников, которые проходили такое обучение на базе предприятия, как правило, создаётся специальная комиссия из трёх или более специалистов (уже прошедших соответствующее обучение и подтвердивших усвоение материала). При этом обязательным условием тут является включение в члены такой комиссии специалистов учебных комбинатов, а также действующих сотрудников государственной противопожарной службы.

Все вопросы, которые даются на зачёте, составляются под конкретное предприятие, с учётом специфики его работы, а также с учётом тех функциональных задач, которые будут выполнять обучающиеся. При этом обучающиеся должны быть заранее знакомы со списком предлагаемых им вопросов.

Если зачёт проводится с помощью компьютерной техники, то обучаемым работникам следует предоставить возможность первичного ознакомления с принципами работы программ проверяющих их знания.

По результатам проведённого зачета, в специальном журнале делается отметка о его результатах, после чего члены комиссии подписывают соответствующий протокол.

Тем, кто успешно сдал зачёт, выдаётся удостоверение, в котором указывается дата следующей аттестации. Само удостоверение заверяется председателем комиссии и печатью учебного комбината.

Для тех, кто не сдаст зачёт, предусмотрена его повторная сдача (не позже трёх месяцев после первой сдачи).

Если зачёт не будет сдан и со второй попытки, то работнику будет запрещено выполнять его обязанности, а трудовой договор с ним со стороны работодателя расторгается.

Документация по пожарной безопасности

В зависимости он направления работы предприятия и организации, список необходимой противопожарной документации может состоять из разного количества документов, но в целом он должен содержать следующее:

  • Приказ руководителя организации, в котором будут назначены лица, отвечающие за пожарную безопасность, работоспособность и доступность средств тушения пожара;
  • Подробный план по эвакуации персонала (составляется в двух формах: письменной и схематической) и инструкция к нему;
  • Учётный журнал, в котором перечисляются все средства пожаротушения, имеющиеся на предприятии (для огнетушителей прописывается также время их покупки и плановые перезарядки);
  • Подробная инструкция о мерах пожарной безопасности в организации;
  • Документальное подтверждение квалификации и компетенции лица, отвечающего за пожарную безопасность;
  • Регистрационный журнал, в котором делаются отметки об общих проведённых противопожарных инструктажах и инструктажах на рабочих местах;
  • Документ с разработанным планом тушения возможного пожара, а также план, проводимых мероприятия по предотвращению возгораний;
  • Оригинал техпаспорта на используемое организацией здание и прилегающую к нему территорию;
  • Электротехническая документация, подтверждающая соответствие параметров используемого на предприятии оборудования, и возможностей его эксплуатации на данной электропроводке;
  • Проверочные акты: о работоспособности кранов и состоянии пожарных шлангов, по проведённым огнезащитным мероприятиям.

Вам также может быть интересно:

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/obuchenie-meram-pozharnoj-bezopasnosti-celi-i-rezultaty-dokumentaciya-po-pozharnoj-bezopasnosti/

Кому нужно обучение по пожарной безопасности?

Знания - противопожарная сила, или Особенности обучения пожарной безопасности (Антропова Т.Ю.)

Пожар – это неконтролируемое горение. Казалось бы, это шаблонное, прискучившее определение уже давным-давно всем известно.

Следовательно, каждый человек должен знать, как заблаговременно упредить возгорание, безопасно и быстро его локализовать и устранить, если оно все же произошло.

Второй важный вопрос: как спасти свою жизнь и жизни находящихся рядом людей в условиях данной чрезвычайной ситуации.

Однако ежегодно в России регистрируются сотни тысяч пожаров. Ущерб, причиняемый ими, исчисляется десятками миллиардов рублей, а количество погибших людей тысячами. Причинами, спровоцировавшими более половины случаев возгораний от их общего количества, являются:

  1. Несоблюдение правил устройства и использования электрического оборудования и приборов.
  2. Нарушение технологических процессов производства либо эксплуатация неисправного производственного оснащения.
  3. Неосторожное обращение с огнем.
  4. Игнорирование правил и норм пожарной безопасности (ПБ) при проведении огневых и сварочных работ.
  5. Случаи самовозгорания используемого сырья, веществ и материалов.

Наш обучающий центр предлагает руководителям организаций пройти курс пожарно-технического минимума (ПТМ), а также обучить своих специалистов, ответственных за ПБ, либо осуществляющих какие-либо виды пожароопасных работ.

При очном обучении периодичность формирования групп слушателей осуществляется ежемесячно. При выборе дистанционного формата обучения график составляется индивидуально. Стоимость обучения 3500 рублей.

Проверка знаний завершается получением удостоверений ПТМ.

Кому необходим данный вид обучения?

Законодательными актами, регламентирующими необходимость освоения курса, являются Правила противопожарного режима в РФ от 25 апреля 2012 года и ведомственный Приказ МЧС № 645 от 12 декабря 2007 года. В соответствии с ними подготовку должны проходить следующие категории слушателей:

  1. Должностные лица, формирующие структуру руководящего состава организации и ее подразделений.
  2. Главенствующие инженерно-технические работники (главный инженер, механик, технолог и т.д.).
  3. Специалисты, ответственные за соблюдение противопожарного режима в организации (проведение противопожарного инструктирования).
  4. Персонал, выполняющий огневые и пожароопасные работы (электрогазосварщики, работники складов и т.д.).
  5. Лица, занимающиеся практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и обучению в образовательных учреждениях.
  6. Руководители детских оздоровительных лагерей (загородные оздоровительные лагеря, специализированные спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие).
  7. Члены территориальных или объектовых подразделений добровольной пожарной охраны.

Удостоверение по пожарной безопасности

В настоящее время наиболее распространена заочная подготовка. Она проводится дистанционно (онлайн). Студенту направляется доступ к личному кабинету в виде логина и пароля к порталу. Дается неограниченное количество времени на самостоятельное изучение лекционного материала и проверку знаний в виде тестирования.

Получить удостоверение по ПБ (ПТМ) – значит, успешно пройти тестирование. Обновлять знания требуется, как правило, 1 раз в 3 года.

Зачем нужно обучение по пожарной безопасности?

Первостепенной целью, которую преследует работодатель, является обеспечение безопасности «самого дорогого ресурса» организации – людей, состоящих с ним в трудовых отношениях.

Также владельцам компаний далеко небезразлична сохранность имущественных активов их бизнеса, которые в одночасье могут быть уничтожены возникшим пожаром.

Ну и конечно же, возможность избежать наложения административных штрафов (которые, кстати, увеличились вдвое) тоже является неплохим стимулом для того, чтобы обучить своих подчиненных на курсах ПТМ.

Достичь вышеозначенных целей позволяет обучающая программа, разработанная в соразмерности со всеми действующими нормативными требованиями и предоставляющая слушателям возможность:

  1. Ознакомиться с действующей нормативной законодательной базой в области обеспечения ПБ.
  2. Изучить правила эффективного применения, содержания и обслуживания первичных средств пожаротушения.
  3. Освоить план предписываемых действий в условиях распространения неконтролируемого горения, правила эвакуации из опасной зоны, безопасные методы локализации очагов возгорания.
  4. Овладеть навыками оказания первой помощи пострадавшим.
  5. Изучить принципы безопасного проведения и организации пожароопасных работ (подготовка рабочих мест, целевое инструктирование работников, оформление соответствующих документов).

В какой срок нужно направить работников на первичное обучение нормам ПБ?

У работодателя есть месячный срок, в течение которого необходимо организовать подготовку для вновь принимаемых сотрудников. Речь идет о тех категориях работников, функциональные обязанности которых будут в какой-либо мере сопряжены с обеспечением ПБ в организации.

Также в тридцатидневный срок нужно обучить работников, переводимых с одной должности на другую (перемещение специалиста на руководящую должность, перевод в другое подразделение, специфические особенности производственной деятельности в котором существенно отличаются от прежнего места работы и т.д.).

Когда нужно направить работников на повторное обучение?

Персонал предприятий, имеющих взрывопожароопасное производство, должны проходить ежегодное обучение пожарно-техническому минимуму (1 раз в год).
Это обусловлено наличием:

  • горючих газов;
  • взрывоопасных парогазовоздушных смесей;
  • легковоспламеняющихся жидкостей;
  • горючей пыли или волокон.

Руководители и специалисты непожароопасных производств должны проходить обучение не реже 1 раза в 3 года. На выходе они могут получить корочки по ПТМ.

Краткое содержание обучающего курса ПТМ

Учебные программы составлены в полном соответствии с предъявляемыми к их содержанию нормативными требованиями и согласованы специалистами Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России. Ниже приведен перечень основных разделов, входящих во все учебные курсы вне зависимости от их продолжительности и целевой аудитории слушателей:

  1. Законодательный ликбез в области ПБ, представляющий собой ознакомление с подборкой действующих законодательных актов.
  2. Характеристики видов пожаров в зависимости от условий их возникновения и развития.
  3. Оценка подверженности предприятия возникновению неконтролируемых горений.
  4. Правила реализации всех требуемых мероприятий, направленных на упреждение случаев возникновения пожаров:
    • установление необходимого противопожарного режима в организации;
    • теоретическая и практическая подготовка персонала (противопожарное инструктирование, план пожарно-тактических учений и т.д.);
    • методы безопасной организации и проведения огневых и пожароопасных работ;
    • размещение и техническое обслуживание первичных средств пожаротушения;
    • правила организации безопасного размещения и хранения сырья, материалов и готовой продукции;
    • осмотр и испытания систем отопления, теплоснабжения и вентиляции.
  5. Системы противопожарной защиты:
    • требования ПБ ориентированные на обеспечение возможности оперативной и беспрепятственной эвакуации персонала из опасной зоны;
    • обеспечение безопасных условий, обеспечивающих защиту персонала от воздействия опасных факторов неконтролируемых горений (автоматические противопожарные установки, противодымная защита и т.д.).
  6. Градационная последовательность действий работников организации в случае возникновения пожара:
    • порядок и способы оповещения людей о возникновении неконтролируемого горения;
    • оценка целесообразности принятия мер по локализации и устранению обнаруженного возгорания и спасения материальных ценностей;
    • правила пользования ручными средствами пожаротушения;
    • управление эвакуацией людей;
    • необходимые СИЗ для участников тушения пожара;
    • правила взаимодействия с прибывающими пожарными подразделениями:
    • встреча пожарных подразделений;
    • информирование пожарных в вопросе выбора кратчайшего и наиболее удобного подъезда к очагу возгорания;
    • предоставление сведений о специфике и особенностях предприятия (расположение строений, характеристики эксплуатируемого оборудования, информация о свойствах и количестве используемого сырья и т.д.).

Как проходит учеба и какова продолжительность?

Объем учебных программ различен для каждой конкретной категории слушателей. Общее количество учебных часов может варьироваться от 7 до 32. Формат обучения слушатели выбирают самостоятельно.
Стандартная программа длится 28 часов.

При выборе очной формы слушатели будут осваивать курс пожарно-технического минимума непосредственно на базе нашего учебного центра. Занятия будут проходить под руководством квалифицированных преподавателей в помещениях, оснащенных всем необходимым мультимедийным оборудованием.

Если Вашей компании требуется обучить большое количество специалистов, то в этом случае возможен выезд преподавателей на Вашу территорию.

Данный вариант весьма удобен, поскольку позволяет Заказчику самостоятельно выбрать дату проведения обучения и минимизировать время отрыва обучаемых от их трудовой деятельности.

Единственное, что будет требоваться от Заказчика, – это предоставление помещения, обеспечивающего удобство проведения занятий.

Ну и последний, самый востребованный, формат учебы – это заочное (дистанционное) обучение по ПБ. Все что требуется – это иметь на своем рабочем месте компьютер, подключенный к сети интернет.

После произведенной оплаты каждый получает доступ к специальной программе, содержащей все необходимые учебные материалы.

Осваивать можно в любое удобное время с самостоятельным выбором наиболее комфортной интенсивности восприятия информации.

Выбор формата учебы не влияет на содержание удостоверений. Они стандартизированы. Здесь указывается ФИО, должность и название предприятия.

Меры административного воздействия за нарушение требований

  1. Нарушение требований влечет наложение штрафа:
    • на гражданских лиц – от 2000 до 3000 рублей;
    • на ответственных должностных лиц – от 6000 до 15000 рублей;
    • на индивидуальных предпринимателей – от 20000 до 30000 рублей;
    • на предприятия – от 15000 до 200000 рублей.
  2. Нарушение норм, спровоцировавшее пожар, в результате которого пострадало чужое имущество либо был причинен вред легкой или средней тяжести человеческому здоровью, влечет наложение штрафа:
    • на гражданских лиц – от 4000 до 5000 рублей;
    • на должностных лиц – от 40000 до 50000 рублей;
    • на предприятия от – 350000 до 400000 рублей;
  3. Пренебрежение установленными требованиями ПБ, повлекшее пожар, причинивший тяжкий вред здоровью людей или их гибель карается следующими штрафами:
    • на организации – от 600000 до 1000000 рублей, либо принудительная приостановка их деятельности сроком до 3 месяцев.

Источник: https://sot3.ru/biblioteka/147-komu-nuzhno-obuchenie-po-pozharnoj-bezopasnosti

Виды обучения мерам пожарной безопасности

Знания - противопожарная сила, или Особенности обучения пожарной безопасности (Антропова Т.Ю.)

Какие виды обучения мерам пожарной безопасности существуют? Кто должен проходить пожарно-технический минимум? Где проходят данное обучение?

Текст видео:

Рассмотрим вопрос, касающийся пожарной безопасности, в частности обучения мерам пожарной безопасности. Какие виды обучения на сегодняшний день существуют?

В одном из основных документов – правилах противопожарного режима Российской Федерации, – одним из первых требований выступает следующее: работники допускаются к самостоятельной работе только после обучения мерам пожарной безопасности.

Какие виды обучения мерам пожарной безопасности существуют?

Правила говорят, что на сегодняшний день существует два вида обучения. Это обучение пожарно-техническому минимуму и прохождение противопожарных  инструктажей. Проще говоря, на любом предприятии (частном, коммерческом, государственном) у каждого работника должно быть подтверждение, что он прошел обучение пожарно-техническому минимуму или с ним проводился пожарный инструктаж.

Возникает вопрос, какая категория работников должна проходить то или иное обучение?

Правила гласят, что пожарно-технический минимум проходят следующие категории работников:

1.В первую очередь – это руководители и главные специалисты, а также лица, замещающие их. То есть, бывают такие ситуации, когда сегодня руководитель есть, а завтра он уехал в командировку, заболел или отправился в отпуск. Кто-то должен вместо него однозначно оставаться, и он обязан пройти обучение.

Кто такие главные специалисты? Главные специалисты – это те работники, которые разрабатывают или организовывают какие-либо мероприятия или разрабатывают какие-то документы.

То есть, если работник поставил свою подпись в технологическом процессе, то он подтверждает, что технологический процесс полностью отвечает требованиям пожарной безопасности.

Однозначно он на предприятии, один из главных специалистов.

2.Вторая категория работников – это работники, которые в установленном порядке назначаются ответственными за пожарную безопасность. На практике это выглядит так.

Допустим, работника желают назначить ответственным за осмотр первичных средств пожаротушения, за их техническое состояние, за исправное состояние эвакуационных путей.

Прежде чем выпустить такой приказ-распоряжение на данного работника, руководитель должен прекрасно понимать, что работник должен пройти обучение.

3.Следующая категория работников – это работники, которые проводят противопожарный инструктаж. На практике часто встречаются нарушения, когда на предприятии имеется всего человек 20-30. Своего специалиста по охране труда, по пожарной безопасности, естественно, нет. Это вполне нормально, но кто тогда проводит данный инструктаж?

Проводится инструктаж, например, специалистом кадровой службы, что тоже является вполне приемлемым. Но если этот работник не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму, это будет нарушением. Поэтому прежде, чем назначить какого-либо работника, чтобы он проводил инструктаж другим сотрудникам, его вначале направляют на обучение пожарно-техническому минимуму.

4.Следующая категория работников одна из самых основных и ответственных: это работники, которые проводят газо-электросварочные и другие огневые работы. Многие руководители мотивируют, что таких работ у них нет, в их подчинении нет сварщиков, и подобные работы не проводятся.

На самом деле, бывают ситуации, когда в организацию приходят подрядные организации и начинают проводить временные огневые работы.

И здесь очень важно понимать, что на объект к такой работе допускаются сотрудники только после того, как проверено наличие удостоверений на прохождение обучения по пожарной безопасности.

5.Следующая категория работников – работники, которые по решению руководителя могут также проходить данное обучение или правильнее говорить, иные категории граждан-работников, которые по решению руководителей проходят данное обучение.

Зачем это нужно? Например, есть на предприятии служба закупки, ее работники приобретают средства защиты и технические устройства систем противопожарной защиты. Эти работники также могут пройти данное обучение – решают руководители. Это вполне приемлемо, учитывая сферу труда.

Все эти категории работников в обязательном порядке проходят пожарно-технический минимум. Есть еще дополнения. Так, к этим категориям работников в обязательном порядке включают также руководителей загородных летних лагерей и водителей пожарных машин.

Где проходят данное обучение?

Данное обучение чаще всего проводится через специализированные учебные центры. По результатам обучения проводится проверка знаний, оформляется протокол. На основании протокола выдается удостоверение, срок действия которого составляет 3 года.

Но есть работники, которые работают на взрывоопасных производствах или работники, которые выполняют газо-электросварочные и другие огневые работы. Эти категории проходят данное обучение ежегодно.

Небольшая подсказка: если на предприятие пришли сварщики из другой организации и хотят проводить какие-то работы, то у них сначала нужно проверить удостоверения. Если в удостоверении последняя отметка или срок выдачи удостоверения имеет срок более года, то это означает просрочку, и такого специалиста к работам не допускают.

Это что касается обучения пожарно-техническому минимуму.

Следующий вид обучения – проведение противопожарных инструктажей. Согласно правилам, на сегодняшний день существует пять видов противопожарных инструктажей.

Вводный инструктаж

Кто имеет право проводить вводный инструктаж? По правилам – это специально назначенное лицо. То есть, должно быть назначено ответственное лицо за проведение данных инструктажей. Оно назначается из любой категории работников: вновь принятые студенты, учащиеся, практиканты, командированные лица, а также работники любых строительно-монтажных подрядных организаций.

Что рассказывают на вводном инструктаже? Есть определенная программа, есть перечень вопросов. Этот перечень делается самостоятельно, утверждается вышестоящим руководителем и доводится до тех работников, которые будут проводить вводный инструктаж.

В организации должен быть журнал проведения вводных инструктажей, где отражается проведение каждого вводного инструктажа, и работники ставят подписи о его прохождении.

Первичный инструктаж

Это немного сложнее. Первичный инструктаж чаще всего проводит непосредственный руководитель подразделения. Что нужно рассказывать на первичном инструктаже? Опять же, есть определенный перечень вопросов, который также составляется самостоятельно. Но в любом случае, есть вещи, которые нужно четко себе представлять.

После любого инструктажа работник должен практически показать три вещи:

• действия при обнаружении пожара, действия при задымлении, при запахе гари, при срабатывании пожарной сигнализации;

• работник должен показать, где находятся эвакуационные пути: все прекрасно понимают, что эвакуационный путь является одним из самых основных требований по пожарной безопасности;

•  работники должны практически показать правила применения или навыки применения первичных средств пожаротушения. Это, конечно же, огнетушители.

Повторный инструктаж

Здесь ничего сложного нет. Повторный инструктаж проводится во время первичного и не реже одного раза в 12 месяцев, то есть раз в год.

Внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж сложнее. Необходимо знать, какие есть основания для проведения внепланового инструктажа для работников.

• В первую очередь, это изменения. Любые изменения: изменились средства защиты, сменился эвакуационный выход, поменяли план эвакуации – нужно проводить внеплановый инструктаж.

• Второе основание – по результатам расследований, аварий, инцидентов, любых возгораний. В таком случае опять же проводится данный внеплановый инструктаж.

• Еще одно основание – по требованию должностных лиц надзора.

Целевой инструктаж

Этот противопожарный инструктаж может проводиться в двух случаях. Первый случай – когда проводятся работы с повышенной опасностью. Работы с повышенной опасностью– это временное проведение огневых работ.

Все временные огневые работы проводятся по дополнительному документу, который называется наряд допуска.

Когда работник расписался в наряде допуске, это является фактическим свидетельством того, что работник расписался за проведение целевого инструктажа.

И второй случай, когда проводится целевой инструктаж, это так называемые разовые работы, которые абсолютно не свойственны по характеру выполнения работ сотрудникам или даже организации в целом.

Это могут быть выезды на природу или какие-то массовые мероприятия.

И в этом случае ничего страшного не будет, если руководители или ответственные лица проведут противопожарный целевой инструктаж работникам.

Это все виды обучения мерам пожарной безопасности на сегодняшний день, которые есть в РФ.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(3 5,00 из 5)

Источник: http://BelTrud.ru/vidy-obucheniya-meram-pozharnoj-bezopasnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.